18 Март 2011

Международные экономические отношения




набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
2. материализованные или овеществленные научно-технические знания, например, оборудование, машины и др.
Можно выделить два уровня предпосылок развития меж-дународного обмена технологиями:
1) на уровне страны — это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что, прежде всего, связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В про-мышленно развитых странах приобретение технологии способст-вует модернизации производственного аппарата в различных от-раслях. Для развивающихся стран — это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промыш-ленности, ориентированной на удовлетворение внутренних по-требностей;
2) на уровне организаций (фирм) приобретение технологии способствует: решению конкретных экономических и научно-технических проблем; преодолению узости научно-технической базы отдельного предприятия, недостатка производственных мощностей и иных ресурсов; получению новых стратегических возможностей в развитии.
Особенно значимыми являются международный научно-технический обмен для технологически ориентированных пред-приятий, сделавших ставку на высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Стратегия данных предприятий «выпускать не то, что относительно дешевле или качественнее, а то, что больше никто (пока) выпускать не может» [18].
Экономическая целесообразность экспорта технологий
» На пути международного перемещения технологий стоит меньше барьеров и ограничений по сравнению с движением товаров и капиталов. Поэтому внешнюю экспансию легче осуще-ствить, продав лицензию за границу, чем добиться освоения но-вого рынка путем экспорта продукции, производимой с помощью новой технологии или с помощью иностранных инвестиций. Дру-гими словами, передача новой технологии за рубеж выступает как форма борьбы за иностранные товарные рынки, позволяющая обойти таможенные и иные барьеры.
» Многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, а не независимым фирмам, пусть даже и отечествен-ным. Объясняется это тем, что многонациональная компания при таких продажах не утрачивает монопольного права на использо-вание новых технологий, исключается возможность утечки про-изводственных секретов и превращения покупателя в серьезного конкурента.
» Реализация технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования, полуфабри-катов и т.д. Следовательно, продавец технологий получает воз-можность увеличить выпуск продукции на экспорт.
» Путем продажи новой технологии за рубеж фирма может получить доступ к необходимому ей новшеству, которым располагает иностранный партнер. Такое встречное или перекре-стное лицензирование характерно для фирм, осуществляющих большие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и являющихся лидерами в разработке какого-то направ-ления развития науки и техники. Обычно такие фирмы функцио-нируют в отраслях с часто меняющейся технологией и выпус-кающих много видов продукции (например, химическая и элек-тротехническая промышленность).
Экономическая целесообразность импорта технологий
» Импортируя новые технологии, покупатель обычно до-бивается существенной экономии средств и времени в сравнении с самостоятельными разработками в этой области. Масштабные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требуют значительных затрат денежных средств, они продолжи-тельны во времени, а предполагаемые их результаты не всегда определенны. Поэтому часто проще купить, чем сделать самому.
» Приобретая новые технологии, покупатель получает возможность ликвидировать в короткие сроки свое техническое отставание в той или иной области. И хотя далеко не все, что продается на рынке технологий, является последними научно-техническими достижениями, тем не менее, покупки на техноло-гическом рынке открывают доступ к новшествам высокого тех-нического уровня.
» Приобретение импортных технологий обычно сопрово-ждается сравнительно малыми издержками по освоению произ-водства продукции. Объясняется это тем, что на продажу посту-пают обычно практически отработанные технологии. К тому же покупатель может рассчитывать на помощь лицензиара при ос-воении новых технологических процессов.
» Практика показывает, что изделия, производимые по за-рубежной технологии, отличаются высокой конкурентоспособно-стью.