18 Март 2011

Международные экономические отношения




Консалтинг представляет собой особый вид консультаци-онных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерче-ской основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем — делают аналитические об-зоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Кон-салтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они дейст-вуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления.
Данный рынок оценивается почти в 90 млрд. долл. с годовым потенциалом роста порядка 15-20 процентов в течении последних нескольких лет. В мире насчитывается около 1720 фирм, специа-лизирующихся в области управленческого консалтинга.
Анализ структуры услуг, производимых 40 крупнейшими управленческими консалтинговыми фирмами, показал следующие результаты:
» 31% — консалтинговые услуги по вопросам управления операциями и процессами, включая вопросы реорганизации биз-неса и всеобщего управления качеством (TQM);
» 17% — консультирование по вопросам корпоративной стратегии;
» 17% — консультирование по вопросам информационно-технологической стратегии;
» 16% — консультирование по вопросам развития бизнеса;
» 11% — консультирование по вопросам организационного проектирования;
» 6% — финансовое консультирование;
» 2% — услуги по вопросам маркетинга и продажам.
Следует отметить, что на долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг. За последние три года рост объемов продаж консалтинговых услуг ежегодно составляет не менее 10% [18].
Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Однако важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них:
» во-первых, приоритетное присутствие транснациональ-ных корпораций, для которых внутрифирменная передача ин-формации, технологии, финансов выступает в форме междуна-родной продажи услуг;
» во-вторых, научно — технологический прогресс ввел но-вые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя;
» в- третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг.

Контрольные вопросы к теме №4
1. Чем отличается международная торговля услугами от международной торговли товарами?
2. Охарактеризуйте основные сегменты мирового рынка услуг.
3. Как классифицирует услуги Мировой банк?
4. Как подразделяются услуги в системе национальных счетов?
5. Назовите причины, стимулирующие развитие мирового рынка услуг.
6. Назовите основные виды международных услуг и сферы их реализации.
7. В чем заключается специфика международных туристи-ческих услуг, предлагаемых в качестве товаров?
8. Назовите основные виды финансовых услуг.
9. Охарактеризуйте инжиниринговые и консалтинговые услуги.

ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ТЕХНОЛОГИЯМИ
ЛЕКЦИЯ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ТЕХНОЛОГИЯМИ
Основные понятия:
технология; международный технологический обмен; лицензия; патент; ноу-хау; франчайзинг; интеллектуальная собственность; товарный знак; промышленный знак.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН: ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Ускорение научно-технического прогресса привело к созда-нию во второй половине XX в. нового мирового рынка — техно-логического, который функционирует наряду с мировыми рын-ками труда и капитала. Материальной основой возникновения и функционирования этого рынка является международное разде-ление технологий, которое представляет собой исторически сло-жившееся или приобретенное сосредоточение этого товара в от-дельных странах.
Международный технологический обмен — это совокуп-ность экономических отношений между иностранными контр-агентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.
В международной экономике технологии обычно рассмат-риваются как развитой фактор производства, отличающийся вы-сокой международной мобильностью, а само понятие «техноло-гия» трактуется как совокупность научно-технических знаний, которые можно использовать при производстве товаров и услуг.
Международные документы ООН трактуют понятие «тех-нология» как:
1.