18 Март 2011

Международные экономические отношения




доля в миро-вом
экспорте/
импорте,% ежегодный рост, %
год 2004 2000 2004 2000-2004 2002 2003 2004
ЭКСПОРТЕРЫ
США 95,5 20,6 15,3 -1 -4 -1 14
Испания 46,2 6,5 7,4 11 3 24 11
Франция 40,7 6,5 6,5 7 7 13 11
Италия 35,6 5,8 5,7 7 4 16 14
Германия 27,6 3,9 4,4 10 7 20 19
Великобритания 27,3 4,6 4,4 6 9 10 20
Китай 25,7 3,4 4,1 12 15 -15 48
Турция 15,9 1,6 2,5 20 5 56 20
Австрия 15,4 2,1 2,5 11 8 25 10
Греция 12,9 1,9 2,1 9 9 8 20
ИМПОРТЕРЫ
Германия 71,9 12,0 12,3 8 2 23 11
США 67,8 15,3 11,6 0 -3 -2 14
Великобритания 55,8 8,7 9,6 10 10 15 17
Япония 38,3 7,3 6,6 5 0 9 32
Франция 28,5 4,1 4,9 12 8 20 22
Италия 20,5 3,6 3,5 7 14 22 0
Китай 19,1 3,0 3,3 10 11 -1 26
Нидерланды 16,5 2,8 2,8 8 8 12 13
Канада 15,9 2,8 2,7 6 -3 13 20
Российская Фе-дерация 15,7 2,0 2,7 15 22 14 22
Бельгия 13,8 - 2,4 - - 19 13
Гонконг (Китай) 13,3 2,8 2,3 2 1 -8 16
Южная Корея 12,0 1,6 2,1 14 37 -5 20
Австрия 11,3 1,9 1,9 8 6 24 -4
Испания 11,1 1,2 1,9 19 12 24 34

В сфере иностранного туризма лидируют США, Испания, Франция, Италия, Германия и Великобритания. На эти страны приходится 44% всех туристических услуг.
Группа развивающихся стран, принимающих иностранных туристов, крайне неоднородна. С одной стороны, в нее входят небольшие и высокоспециализированные на индустрии туризма страны, в которых поступления от иностранного туризма состав-ляют значительную долю ВВП: на Багамских островах — около 60%, на Барбадосе — около 30%, на Бермудских островах — около 40%, на Сейшельских — около 35% и т.д. С другой стороны, ос-новную массу этой группы образуют все же страны, обладающие богатыми туристскими ресурсами и довольно развитой матери-альной базой, но с более низкой степенью специализации на ту-ризме — Индонезия, Филиппины, Таиланд, Сингапур, Египет, Ма-рокко, Мексика, Ямайка и др. Бурно развивается туризм в КНР: если в начале 90-х гг. Китай занимал по приему туристов 20-25-е место в мире, то сейчас он устойчиво входит в первую десятку стран, как по числу принятых туристов, так и по доходам от меж-дународного туризма.
Экспорт туристских услуг Республики Беларусь в 2004 году составил 294,9 млн. долларов США и увеличился по сравнению с 2003 годом на 10,5 процента. Импорт в прошедшем году сокра-тился на 6,9 процента и составил 445,7 млн. долларов США. Ис-ходя из этого, в течение последних двух лет наблюдается умень-шение отрицательного сальдо по статье экспорт-импорт турист-ских услуг. В 2004 году отрицательное сальдо уменьшилось на
75 млн. долларов США.
За 2000 2004 годы: количество иностранных туристов, по-сетивших Республику Беларусь, увеличилось на 7293 человека к уровню 2000 года, что соответствует 112,1 процента роста; коли-чество граждан Республики Беларусь, выехавших за рубеж с ту-ристскими целями, уменьшилось на 774441 человека к уровню 2000 года. В 2004 году в республику прибыло 67517 иностранных туристов, или 105 процентов к уровню 2003 года.
В результате полученная в 2004 году прибыль от туризма по сравнению с 2000 годом увеличилась на 419,3 млн. рублей, что составляет 156,8 процента роста.
Лизинг
Международные арендные услуги предполагают предостав-ление внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя. В зависимости от сроков или продолжительности в междуна-родной практике различают 3 вида аренды: лизинг — долгосрочная аренда (3-5 лет и выше); хайринг — среднесрочная аренда
(1-3 года); рентинг — краткосрочная аренда (от нескольких часов, дней, месяцев до 1 года). Наибольшее распространение в между-народной торговле приобрели лизинговые услуги, объем которых постоянно увеличивался, так же как и круг сдаваемых внаем то-варов.
Выделяют прямой зарубежный лизинг — арендная сделка между юридическими лицами различных стран и косвенный ли-зинг — сдача в аренду через третье лицо. Сделка, в которой ли-зинговая компания покупает оборудование у национальной фир-мы, а затем предоставляет его в аренду зарубежному арендатору, называется экспортным лизингом. При закупке оборудования у иностранной фирмы и предоставлении его отечественному арен-датору сделка носит название импортного лизинга.
По определению Европейской федерации национальных ли-зинговых ассоциаций, под лизингом понимается аренда основных средств производства (машин, оборудования, заводов, транспортных средств и средств связи, конторского оборудования, складских помещений и т.п.), а также других товаров для их использования в производственных целях арендатором, в то время как арендодатель сохраняет право собственности до конца сделки.
Рост объема лизинговых услуг, предоставляемых на мировом рынке, составляет более 500 млрд.