18 Март 2011

Международные экономические отношения




В Германии ежегодный рост экспорта транспортных услуг в среднем со-ставляет 14%, в Великобритании — 9, во Франции — 8%. В Азии лидируют Япония, Южная Корея, Гонконг и Сингапур.
Таблица 5.3.
Распределение мировой торговли транспортными услугами по регионам в 2004году, (%) [22]
Регион Импорт Экспорт
Северная Америка 16 13
Азия 30 26
Европа 40 51
Все остальные регионы 14 10

Основную часть международных транспортных услуг со-ставляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем мор-ского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузо-получателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт — одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закреп-ляются за определенными направлениями, а свободно переме-щаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимо-сти от спроса на тоннаж и предложение грузов. Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевро-пейская, североафриканская, североамериканская, южноамери-канская и тихоокеанская.
Важное место во внешней торговле занимает доставка товара от продавца (экспортера) к покупателю (импортеру), так назы-ваемое товародвижение. Издержки обращения в системе товаро-движения могут включать следующие расходы на услуги:
» на перевозку товара (транспортные расходы), исчисляе-мые как оплачиваемые транспортные тарифы;
» на транспортировку товара с предприятия в пункт пере-возки (к транспортным средствам или на склад);
» на перевозку товара с транспортных средств на склад покупателя;
» на погрузку товара у отправителя, выгрузку у получателя и возможные перегрузки в пути следования;
» на хранение товара в процессе перевозки, переупаковку, пересортировку; на поставку и содержание товара на складах до продажи;
» на упаковку, маркировку, оформление документации, страхование товара в пути;
» на оплату грузовых сборов в портах и на погранстанциях, оплату налогов, административных расходов и т.д.
В тех случаях, когда экспортер считает нецелесообразным заниматься процессом товародвижения, он поручает его транс-портно-экспедиторской фирме за соответствующее вознагражде-ние за все услуги.
Услуги по международному туризму
Операции по международному туризму — это вид деятельно-сти, направленный на предоставление различного рода туристи-ческих услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных по-требностей иностранного туриста. Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оп-лачиваемой деятельностью.
Туристические услуги в международном товарообороте вы-ступают как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.
Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристов питанием; услуги, направленные на удов-летворение культурных потребностей и деловых интересов тури-стов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.).
Мировой экспорт туристических услуг в 2004 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 18% и составил 626 млрд. долл. (29,4% всего мирового экспорта услуг).
В 2004 году в сфере туризма занято почти 73,7 млн. человек, что составляет 2,8 процента от общего числа работающих. Кроме того, в смежных отраслях туризм обеспечивает работой почти 214,7 млн. человек. В общей сложности, в индустрии туризма и сферах экономики, связанных с ней, занято 8,1 процента трудо-способных жителей Земли.
Международный туризм — важный источник валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. В развитых странах туризм дает 3-10% ВВП и до 40% в развиваю-щихся. Туризм один из 5 основных источников иностранной ва-люты в 160 странах мира и главный источник в 70-ти.
Таблица 5.4
Ведущие экспортеры и импортеры туристических услуг,
(млрд.долл. и %) [22]
Показатели стоимост-ной объем экспорта,
млрд.долл.