18 Март 2011

Международные экономические отношения




На транспортные и тури-стические услуги приходится по 15%.
Значительно возросла доля развивающихся стран в мировой торговле услугами, в первую очередь за счет стран Азии. Так, с 1994-2004 гг. экспорт услуг Китая вырос в 3,8 раза, Южной Ко-реи — в 2,5. В Индии экспорт увеличился за десять последних лет почти в 6 раз и составил 39638 млн. долл.
В Республике Беларусь экспорт услуг имеет устойчивое по-ложительное сальдо. Положительное сальдо в торговле услугами Беларуси за 2004 год увеличилось на 174,7 млн. долл. и составило 743,9 млн. долл. Внешнеторговый оборот услугами в 2004 году составил 2 млрд. 717,7млн. долл. и по сравнению с 2003 годом вырос на 11,4%. Экспорт услуг республики увеличился по срав-нению с предыдущим годом на 15,1%, до 1 млрд. 730,8 млн. долл. Наибольший удельный вес в общем объеме экспорта услуг зани-мают транспортные, объем которых в 2004 году составил 1 млрд. 46,7 млн. долл. и увеличился на 21,7%. Динамично развиваются услуги связи, поездки.
По итогам 2004 года импорт услуг увеличился на 5,6% и составил 986,9 млн. долларов. Наибольший удельный вес в нем за-нимают поездки, транспортные, деловые услуги, услуги связи, объем которых составляет более 90% от всех оказанных респуб-лике услуг.
Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необ-ходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Кроме того, международная торговля услугами оказывает все большее влияние на международную торговлю товарами. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сер-виса, информационных и различных консалтинговых (консульта-ционных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для про-изводства и реализации товара, во многом обусловливают его ус-пех на внешнем рынке.
Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:
» высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги;
» развитие всех видов транспорта стимулирующие меж-дународную мобильность, как предпринимателей, так и населения;
» новые формы связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей;
» ускорившийся процесс расширения и углубления меж-дународного разделения труда ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.
На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими тенденциями:
» снижается доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международ-ной торговле;
» увеличивается доля туризма в экспорте услуг, что обу-словлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;
» возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии, например, Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных строительных услугах, Гонконг и Сингапур ориентированы на финансовые услуги;
» в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм» (в среднем 17% всех ва-лютных поступлений, а в ряде стран и более, например, на Ямайке — 30%, в Панаме — 55%) [12].
ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛУГ И СФЕРЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Транспортные услуги
Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот при-надлежит Японии, на рынке грузовых и пассажирских транс-портных услуг доминируют США.
Транспортные услуги составляют в среднем 23-24% от всего экспорта мировых услуг и в 2004 году их стоимостной объем составил 502 млрд. долл., что выше на 23% по сравнению с про-шлым годом.
Таблица 4.2.
Ведущие экспортеры и импортеры транспортных услуг,
2004 г. (млрд. долл. и %) [22]
Показатели Стоимостной объем
2004 г. доля в миро-вом экспор-те/импорте
2000 г. доля в миро-вом экспорте/ импорте
2004 г.
ЭКСПОРТЕРЫ
США 56,0 14,5 11,2
Германия 33,2 5,7 6,6
Япония 32,1 7,4 6,4
Великобритания 27,1 5,5 5,4
Франция 25,6 5,3 5,1
Нидерланды 23,8 4,8 4,7
Южная Корея 22,4 3,9 4,5
Дания 21,7 4,1 4,3
Гонконг (Китай) 17,2 3,7 3,4
Греция 16,6 2,3 3,3
ИМПОРТЕРЫ
США 77,5 15,7 13,1
Япония 42,7 8,4 7,2
Германия 40,4 6,1 6,8
Великобритания 32,9 5,8 5,6
Франция 26,2 4,3 4,4
Китай 24,5 2,5 4,2
Италия 19,4 3,1 3,3
Южная Корея 17,9 2,6 3,0
Нидерланды 17,1 3,1 2,9
Дания 16,9 2,6 2,9

Наибольшие объемы транспортных услуг приходятся на ев-ропейский регион, где лидерами традиционно являются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и Дания.