18 Март 2011

Международные экономические отношения




Классификационный перечень услуг, который принят в Ге-неральном Соглашении по Торговле Услугами (ГАТС) насчиты-вает двенадцать отраслевых видов услуг, в рамках которых выде-лено еще 160 узких позиций [9].
Классификатор включает следующие виды услуг:
1. деловые услуги;
2. услуги связи;
3. строительные и инжиниринговые услуги;
4. дистрибьюторские услуги;
5. общеобразовательные услуги;
6. услуги по защите окружающей среды;
7. финансовые услуги, включая страхование;
8. услуги по охране здоровья;
9. туризм и путешествия;
10. услуги в области организации досуга, культуры и спорта;
11. транспортные услуги;
12. прочие услуги.
В соответствии с руководством МВФ по составлению пла-тежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на сле-дующие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды:
1. транспорт (грузовой пассажирский);
2. поездки (деловые, личные);
3. связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);
4. строительство;
5. страхование (рисков, личное);
6. финансовые услуги (между резидентами и нерезидента-ми, брокерские услуги, обмен валют);
7. компьютерные и информационные услуги;
8. роялти и другие лицензионные платежи;
9. другие бизнес услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные);
10. лицензионные культурные и рекреационные услуги
(аудиовизуальные, выставки);
11. правительственные услуги.
Международная торговля услугами имеет ряд специфиче-ских особенностей по сравнению с традиционной торговлей то-варами.
Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и по-требляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контак-тах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в ко-торой часто используется посредничество.
Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начи-ная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и коли-чества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государ-ством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и стра-
ховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, при-годны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).
Предоставление услуг — самая динамичная статья мировой торговли, так доля всех видов услуг в ВВП развитых стран близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%.
Таблица 4.1.
Мировой экспорт услуг по регионам и группе стран, 2004 г.
(млрд. долл. и %) [22]
Показатели Стоимостной объем,
млрд. долл. Удельный
вес, %
год 2004 1990 1995 2000
Весь мир 2125 100,0 100,0 100,0
Северная Америка 379 20,3 19,8 22,3
США 318 17,0 16,8 18,8
Южная и Центральная Америка 56 2,9 2,9 3,2
Европа 1126 - 50,5 48,6
Европейский союз (25) 1017 - 45,5 43,5
Великобритания 172 6,9 6,5 7,9
Германия 134 6,5 6,2 6,3
Франция 110 8,5 7,0 5,2
Испания 85 3,5 3,4 3,6
СНГ 33 - … 1,2
Африка 48 2,4 2,2 2,1
Ближний Восток 36 … … 2,0
Азия 450 16,8 21,8 20,7
Япония 95 … 5,8 4,5
Китай 62 0,7 1,6 2,0
Гонконг (Китай) 54 2,3 2,9 2,6

Ведущими экспортерами на рынке услуг являются США (18,8% от общего объема экспорта услуг), Великобритания (7,9%), Германия (6,3%), Франция (5,2%), Япония (4,5%). Эти же страны являются и основными импортерами услуг.
В США на долю туристических услуг приходится 30% всего экспорта услуг, на транспортные услуги приходится 17,6% (по-ловина из них — авиаперевозки). Наиболее значимым сегментом являются деловые услуги — 52,4% (166,8 млрд. долл.), к которым относятся роялти и прочие лицензионные выплаты, компьютерные и информационные услуги, консалтинг и др.
Структура услуг Великобритании показывает также высокую долю деловых услуг — 68,4% (из них наибольший объем — финансовые и другие бизнес — услуги).