18 Март 2011

Международные экономические отношения




отражена региональная структура внешне-
торгового оборота Республики Беларусь за период 1995-2004 гг.

Таблица 3.7.
Динамика региональной структуры внешнеторгового оборота Республики Беларусь за период 1995-2004 гг.
Регион Внешнеторговый оборот, млн. долларов
год 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
страны СНГ 6703,5 8333,7 11195,9 10714,6 7910,4 10469,6 10290,5 10679,7 13483,4 19101,9
Запад.
Европа 1133,2 1269,9 1432,2 1486,9 1332,5 1345,5 1368,2 1760,7 2189,4 3245,2
Азия 291,8 411,9 560,5 560,0 655,9 691,7 637,0 708,6 719,2 1174,9
Африка 117,2 142,3 141,3 185,8 272,6 158,5 99,0 106,8 124,9 108,4
Северная Америка 166,1 249,3 244,3 236,5 219,5 242,5 218,3 210,1 271,3 375,9
Южная Аме-рика 50,9 187,7 395,1 246,3 215,1 240,7 263,2 267,5 273,3 346,5

Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи бо-лее чем со 150 странами. Основные внешнеторговые партнеры республики — Россия, Украина, Великобритания, Польша, Латвия, Германия, Литва, США и другие страны.
Европейский Союз как межгосударственное образование является вторым после Российской Федерации важнейшим тор-говым партнером Республики Беларусь.
Наиболее крупными торговыми партнерами Беларуси из числа стран-членов ЕС являются Германия, Нидерланды, Вели-кобритания и Италия. Удельный вес этих стран в товарообороте Республики Беларусь с ЕС составляет 73,4%, в том числе в объеме экспорта — 74,8%, в объеме импорта — 72,6%.
В товарной структуре белорусского экспорта в страны-члены ЕС преобладают поставки продуктов переработки нефти и лесоматериалов продольно распиленных. На долю 18 основных товарных позиций приходится около половины экспорта Рес-
публики Беларусь в ЕС. В структуре импорта наибольший удель-ный вес имеет такие товарные позиции как: рожь, лекарственные средства, упакованные для розничной продажи, тракторы, пше-ница и пшенично-ржаная смесь, двигатели внутреннего сгорания поршневые, машины и механизмы для уборки обмолота сельско-хозяйственных культур, инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды. На долю 19 основных товарных позиций приходится около 30% импорта из ЕС.
Развитие экспорта — одно из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности Белоруссии. Завоевание но-вых рынков сбыта требует от отечественных производителей больших усилий, современных подходов, создания условий для доставки товаров буквально каждому потребителю. Достижения белорусских предприятий в увеличении своего экспортного по-тенциала очевидны как на рынках СНГ, так и на рынках дальнего зарубежья, что подтверждено ростом стоимости белорусского экспорта.
Контрольные вопросы к теме №3
1. Назовите показатели, характеризующие международную и внешнюю торговлю.
2. В чем состоит различие между международной и внеш-ней торговлей?
3. Какие факторы определяют современные тенденции развития международной торговли?
4. Охарактеризуйте структуру мирового товарного рынка.
5. Охарактеризуйте динамику, структуру, географические приоритеты во внешнеторговой деятельности Республики Бела-русь.

ТЕМА 4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ
ЛЕКЦИЯ 4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ
Основные понятия:
классификация услуг; факторные услуги; нефакторные услуги; международная торговля услугами; транспортные услуги; туризм; инжиниринг; консалтинг; лизинг.
СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ
Международная торговля услугами (МТУ) — форма ми-рохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Специфическая особенность услуги, как товара, состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как ре-зультат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке — это по-ступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.
Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:
1. факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и техноло-гии (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);
2. нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги).
В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, кон-
салтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые) [8].