18 Март 2011

Международные экономические отношения




Но это увеличивает издержки и удорожает практически всю массу производимых в данной стране товаров и услуг, как в науко- и техноемких отраслях, так и во всех осталь-ных. Соответственно понижается международная ценовая конку-рентоспособность производимых ею товаров и услуг. Если высо-котехнологичные товары и услуги при этом менее уязвимы, по-скольку их конкурентоспособность определяется не столько це-ной, сколько их качеством, то продукция менее высоких «этажей» производственной пирамиды страдает от этого значительно больше. Выпускать ее в данной стране становится невыгодно.
Это обстоятельство заставляет предпринимателей высоко-развитых стран постоянно выносить нижние «этажи» отечествен-ного производства в менее развитые страны, где рабочая сила дешевле, но уровень ее квалификации уже поднялся настолько, что позволяет освоить перемещаемые производственные струк-туры или хотя бы некоторые их технологические звенья. Так складываются транснациональные производства все более слож-ных промежуточных и готовых изделий, стоящих, так сказать, одной ногой в развитых странах, а другой — в развивающихся.
В теории это явление известно как международный цикл производства, в ходе которого технически лидирующая страна постепенно передает свои производственные мощности следую-щим за ней странам. Последние по мере возрастания их собст-венного технологического и кадрового потенциала, а также по-вышения уровня оплаты рабочей силы в свою очередь начинают переносить некоторые производственные мощности в страны, ко-торые по уровню технико-экономического развития следуют за ними, и т.д. Обычно сначала «вниз» по цепочке передается тек-стильное производство, затем — химическое, потом — металлургия, за ней — автомобилестроение и, наконец, — электроника. Эта теория, опирающаяся на опыт Японии 30-х годов (в то время раз-вивающейся страны), была сформулирована в 1935 г. японским экономистом Канаме Акамацу и получила позднее поэтическое название «летящие гуси».
В последние десятилетия добавился еще один стимул к та-кому переносу нижних «этажей» производственной пирамиды из высокоразвитых стран в менее развитые: обострение экологиче-ских проблем. В развитых регионах с большой плотностью насе-ления, высокой степенью урбанизации и насыщенности произ-водствами с вредными отходами загрязнение окружающей атмо-сферы, водоемов и почвы приняло угрожающие масштабы. Это заставило вводить все более жесткие экологические стандарты, увеличивать расходы по их соблюдению, повышать штрафы за их нарушение. В результате экологические издержки, особенно вы-сокие, в добывающей промышленности, в химической, металлур-гической и других отраслях первичной обработки природного сырья стали весомой составляющей в конечной цене продукта. В сущности, экологические издержки — аналог постоянно растущих издержек на оплату труда: и то и другое заставляет предпринима-телей искать более прибыльные места вложения капиталов.
В целом, примерно 64% общего мирового экспорта товаров (с некоторыми колебаниями) приходится на развитые страны. Из этой доли около 75% экспорта реализуется в отношениях между самими развитыми странами, приблизительно 20% товаров идет в развивающиеся страны, а около 5% приходится на постсоциали-стические страны. В свою очередь, развивающиеся страны вывозят в развитые страны около 70% своих экспортных товаров [7].
Сокращение импорта энергоносителей и сырья привело к снижению доли торговли развитых стран с третьими странами. В то же время неуклонно возрастает экспорт по статье «машины и транспортные средства» — с одной стороны, за счет внутреннего обмена между развитыми странами, а с другой — происходит рост их экспорта в развивающиеся страны. Резко возрос и импорт ма-шин и транспортных средств.
Из сравнения товарной структуры экспорта и импорта раз-витых стран очевидна более высокая доля экспорта готовой про-дукции по сравнению с ее импортом, более высокий удельный вес импорта топлива, примерно равная доля импорта и экспорта сырья, почти одинаковая доля продовольственных товаров и сельскохозяйственных продуктов.
Если до 70-х годов в международном товарообмене преоб-ладала торговля промышленной продукцией, с одной стороны, а сырьем — с другой, то сейчас все более утверждается обмен про-мышленными изделиями, сложной наукоемкой продукцией (электроника, информационная техника, технологические системы и целые заводские комплексы, не говоря уже о комплектующих к машинам, узлам и т.д.), главным образом, между развитыми странами.
Мировыми лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония и ФРГ, на долю которых приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же часть экспорта этих видов продукции из про-мышленно развитых стран.