18 Март 2011

Международные экономические отношения




Увеличение экспорта продукции машиностроения сопровождается одновременным ростом торговли компонентами, узлами и полуфабрикатами.
Таблица 3.4.
Товарная структура мирового экспорта, % [22]
Основные товарные группы 1985 год 2000 год 2004 год
Сельскохозяйственная продукция 9,4 8,8 8,8
Продукция добывающих отраслей, в т.ч.
руды, черные и цветные металлы
топливо 30,2
9
18,6 13,9
1,1
10,8 14,4
1,3
11,1
Продукция обрабатывающей промышленности, в т.ч.
машины и транспортные средства
химическая продукция 63

31,3
7,9 74,8

41,8
9,3 73,8

39,0
11,0
Составлено по данным WTO. International trade statistics, 2004-2005 г.

Уменьшение доли импорта сырья, в свою очередь, объ-
ясняется тремя главными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической про-мышленности, большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии, когда снижается удельный вес сырья на производство единицы про-мышленной продукции. В то же время резко возросла междуна-родная торговля минеральным топливом — нефтью и природным газом, — как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса. Но и эта тенденция имеет неустойчивый характер и находится в зави-симости от изменений в технологической базе производства, а также от динамики промышленного цикла в мировой экономике.
Наименьшие темпы роста наблюдаются в торговле сельско-хозяйственной продукцией (3,65%), что объясняется относительно медленным ростом сельскохозяйственного производства по сравнению с промышленным, а также растущей самообеспечен-ностью стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельхозпродукции. Однако абсолютные показатели роста товарооборота на мировом рынке сельхозпродукции доста-точно высоки — 783 млрд.долл. и 8,8% в мировом объеме экспор-та.
На устойчивый рост международной торговли оказывают влияние следующие факторы:
1) НТР, приведшая к изменениям в международном разде-лении труда, углублению международной производственной и научно-технической кооперации, созданию новых отраслей, тех-нологий и товаров, быстрому росту продаж прогрессивных высо-котехнологичных изделий, прежде всего офисного и телекомму-никационного оборудования, инкорпорирующего в себе новейшие достижения НТП, ускоренному обновлению основного капитала;
2) развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны сво-бодной торговли, общие рынки и т.п.;
3) активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовле-кающих в международную торговлю новые страны, регионы, то-вары;
4) процесс либерализации международной торговли посред-ством мероприятий ВТО и других международных организаций;
5) получение политической независимости бывшими коло-ниальными странами и выделение из их числа новых индустри-альных стран, ориентированных на производство товаров для внешних рынков.
Данные факторы определяют современные тенденции раз-вития международной торговли, в частности, ее динамику и структуру.
СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ
Мировой товарный рынок подразделяют на три основные группы [1]:
» рынок базовых товаров (сельскохозяйственная продук-ция и продукция добывающей промышленности);
» рынок средне- и низкотехнологичных, в основном трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов;
» рынок высокотехнологичной продукции.
Первая группа (базовые товары), доля которой непрерывно уменьшается, является рынком сбыта продукции развивающихся стран и части стран с переходной экономикой. Поскольку качество базовых товаров более или менее одинаково, здесь основной формой соперничества выступает ценовая конкуренция, а формой противодействия ей — картельные соглашения (типа ОПЕК), субсидии сельскому хозяйству.
В группе среднетехнологичных готовых изделий конкури-руют преимущественно развивающиеся страны, точнее группа, так называемых, «догоняющих стран». Конкуренция здесь приобрета-ет все более жесткий характер из-за активного выхода на эти рынки стран с переходной экономикой.
Рынок высокотехнологичной продукции представляет собой сферу ожесточенной конкуренции между развитыми странами, вовлеченными в гонку научно-технических инноваций и не заин-тересованных в появлении на мировом рынке новых конкурентов.
Непрерывное появление в развитых странах высоких техно-логий позволяет им получать на внутренних и мировом рынке постоянно растущие доходы, повышать свой общий уровень жизни, а, следовательно, и социальной защиты и оплату труда наемных работников.