18 Март 2011

Международные экономические отношения




Статистическая комиссия ООН рекомендует учитывать в экспорте и импорте все товары и материальные ценности, которые в результате их вывоза или ввоза уменьшают или увеличивают материальные ресурсы страны. В экспорт и импорт, таким образом, включаются также и товары, ввоз-вывоз которых осуществлялся на некоммерческой основе, то есть в порядке оказания безвозмездной помощи или в форме даров.
В объем мирового товарооборота не включается стоимость всех видов услуг, в том числе материального характера (строи-тельно-монтажные работы, проектные, изыскательские работы, патенты, лицензии, печатание книг, рекламных материалов).
Товарная структура мировой торговли представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте.
Географическая структура — распределение торговых по-токов между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Организационная географическая структура — данные о междуна-родной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным кри-териям.
Международная торговля состоит из двух встречных пото-ков товаров — экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.
Торговое сальдо — разность стоимостных объемов экспорта и импорта.
Торговый оборот — сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.
Основными формами международной торговли товарами являются экспорт и импорт.
В зависимости от происхождения товаров экспорт имеет следующие виды:
1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и перера-ботанных) в данной стране;
2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за грани-цей под таможенным контролем с последующим возвратом;
3) реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товар-ных биржах и т.д.;
4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки и т.д.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.);
5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.
Классификация импорта по тому же признаку включает в себя следующие виды:
1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного контрагента услуг производственного потребитель-ского назначения;
2) реимпорт — обратный ввоз из-за границы национальных товаров, ранее ввезенных туда;
3) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для перера-ботки в данной стране и последующего вывоза за границу;
4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;
5) ввоз продукции в порядке прямых производственных свя-зей и в рамках ТНК.
Показателями, отражающими участие страны в междуна-родной торговле, являются экспортная и импортная квота. Экс-портная квота исчисляется как отношение экспорта товаров и услуг к ВВП и показывает, какая доля всей произведенной про-дукции в стране реализуется на мировом рынке. Импортная квота исчисляется как отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность нацио-нального производства и запасов импорта, и показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении. Для измерения уровня развития внешнеэкономических связей данной страны используют показатель внешнеторговой квоты, представляющий собой отношение величины внешнеторгового оборота страны к объему ее валового внутреннего продукта. Например, размер экспортной (импортной) квоты Республики Беларусь составляет около 65% (71), Сингапура — 184 (152), Бель-гии — 84 (81), России — 37 (24), США — 11 (15), Канады — 44 (39), Японии — 10% (10).
Высокие объемы экспортной и импортной квоты указывают на возрастающую вовлеченность стран в мировую экономику и их все большую взаимозависимость, что связано с интернациона-лизацией хозяйственных связей, а также либерализацией мировой экономики.
В 2004 году рост мирового товарного объема экспорта со-ставил 9%, а в денежном выражении объем торговли возрос на 21% и составил 8,9 трлн. долл. Лидером торговли по объему экс-порта второй год подряд является Германия (912,3 млрд.долл.), США на втором месте (818,8 млрд.долл.). Германским экспорте-рам помогает укрепление евро, из-за которого возросла счетная стоимость их товаров. Китай (593,3 млрд.долл.) обошел Японию (565,8 млрд.долл.) и занял третье место в рейтинге.