18 Март 2011

Международные экономические отношения




Рассмотрите механизм создания Европейского Союза (ЕС).
10. Определите, на каких уровнях интеграции находятся следующие группировки: Содружество Независимых Государств, Союз Беларуси и России, Североамериканская интеграционная группировка «НАФТА».
11. Объясните, почему создание наднациональных органов регулирования международных отношений между странами на определенном этапе развития интеграционных процессов стало необходимостью.

ТЕМА 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ
ЛЕКЦИЯ 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ
Основные понятия:
международная торговля; внешняя торговля; внешне-торговый оборот; стоимостной объем внешней торговли; фи-зический объем внешней торговли; мировой товарооборот; товарная и географическая структура мировой торговли; экспортная квота; импортная квота.
СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ
Международная торговля является старейшей и важнейшей формой международных экономических отношений, оказывающей решающее влияние на развитие мирового хозяйства в целом. Это глобальный процесс, с каждым годом вовлекающий в себя все но-вых субъектов хозяйственной жизни.
Международная торговля — это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Субъектами международной торговли выступают все госу-дарства мира, транснациональные корпорации и региональные интеграционные группировки. Объектами международной тор-говли являются продукты труда человека — товары и услуги.
Учитывая, что объектами международной торговли высту-пают товары и услуги, выделяют два ее направления: междуна-родную торговлю товарами и международную торговлю услуга-ми.
Международная торговля товарами — это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их вза-имную экономическую зависимость.
Следует различать понятия «международная торговля» и «внешняя торговля», так как последний термин применим только к отдельно взятой стране.
Внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг.
Для характеристики, как международной торговли, так и внешней используются показатели общего товарооборота, то-варной и географической структуры.
Внешнеторговый оборот — сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны.
Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за оп-ределенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.
Физический объем внешней торговли исчисляется в по-стоянных ценах и позволяет производить необходимые сопостав-ления и определять ее реальную динамику.
Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирова-ния только объемов экспорта всех государств, традиционно вы-ражаемых в долларах США. Такая методика подсчета вызвана тем, что экспорт товаров всех стран мира является одновременно импортом этих стран (не считая стоимости транспорта и страхо-вания грузов), поэтому сложение цифр мирового экспорта и им-порта приводило бы к двойному счету.
Стоимость мирового импорта всегда выше стоимости экс-порта на сумму стоимости фрахта и страхования. Учет стран, ме-жду которыми осуществляется внешнеторговый оборот, осуще-ствляется по методу «производство — потребление». В соответст-вии с этим методом импорт отражается по стране производства,
а экспорт — по стране потребления товара.
В международной практике статистического учета экспорта и импорта датой регистрации является момент перехода товаров через таможенную границу страны. Стоимость экспорта и импорта подсчитывается в большинстве стран по контрактным ценам, приведенным к единому базису, а именно: экспортным — по ценам ФОБ, импортным по ценам СИФ.
Статистическая оценка товаров на условиях ФОБ (free on board — свободно на борту) включает в себя, помимо стоимости самого товара, все расходы, связанные с его доставкой до борта корабля, включая погрузку на борт. При сухопутных перевозках цена «фоб» означает цену товара на условиях «франко — сухопут-ная граница страны-экспортера», которая помимо стоимости са-мого товара включает в себя также расходы по его доставке до границы экспортирующей страны.
Цена СИФ (cif — cost, insurance, freight — стоимость, страхо-вание, фрахт) включает в себя стоимость товара на условиях
ФОБ — порт отправления плюс расходы по страхованию товара в пути и его транспортировке (морскому фрахту) до порта назначе-ния. При сухопутных перевозках понятие «цена СИФ» соответст-вует цене «франко — граница страны импортера».