18 Март 2011

Международные экономические отношения




Среди них пользующиеся спросом на мировом рынке: нефть и природный газ, уголь, лес, цветные и редкие металлы, калийные соли и прочие ископаемые, а также запасы пресной воды и зе-мельные массивы, пригодные для земледелия и строительства.
Другие конкурентные ресурсы стран СНГ — дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь производится 10% миро-вой электроэнергии — четвертое место в мире по ее выработке).
Словом, государства СНГ располагают мощнейшим при-родным, производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциально возможная ем-кость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долла-ров, а достигнутый уровень производства они определяют в пре-делах 500 млрд. долларов. Разумное использование всего ком-плекса благоприятных условий и возможностей открывает перед странами Содружества реальные перспективы экономического роста, повышения их удельного веса и влияния на развитие ми-ровой хозяйственной системы.
В настоящее время в рамках СНГ наблюдается разноскоро-стная экономическая интеграция. Действуют такие интеграцион-ные группировки, как Союзное государство России и Беларуси, Центральноазиатское Сотрудничество (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), Евразийское экономическое сооб-щество (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), альянс Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдо-
вы — «ГУУАМ», Единое экономическое пространство (Россия, Беларусь, Украина, Казахстан).
Союзное государство России и Беларуси
26 июня 1992 г. были установлены дипломатические отно-шения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
6 января 1995 г. Беларусь и Россия заключили соглашение о Таможенном союзе.
21 февраля 1995 г. подписан Договор о дружбе, добрососед-стве и сотрудничестве сроком на десять лет.
2 апреля 1996 г. подписан Договор об образовании Сообще-ства Беларуси и России.
2 апреля 1997 г. подписан Договор о Союзе Беларуси и Рос-сии, а 23 мая того же года — Устав Союза Беларуси и России. До-говор и Устав составили, таким образом, основополагающие уч-редительные документы Союза.
8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Рос-сийской Федерации по реализации его положений. Определена структура высших органов, организационно-правовые основы Союзного государства. Развитие белорусско-российских инте-грационных процессов осуществляется в различных сферах (по-литической, экономической, бюджетно-кредитной, экологии, со-циальной, научно-техническом сотрудничестве и др.). Для защиты экономических интересов союза создан таможенный коми-
тет — объединенная служба управления таможенными структура-ми. Он занимается организацией и совершенствованием тамо-женного дела, разработкой и применением унифицированной нормативно-правовой базы. Принят ряд мер по унификации пра-вил тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Унифицированы таможенные кодексы двух стран и законодательство в области защиты экономических интересов при осуществлении внешней торговли. В настоящее время уни-фицировано более 98% ставок от общего объема таможенных та-рифов.
Проведена большая работа по унификации денежно-кредитной, а также ценовой политики. Подписано межгосудар-ственное соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра.
В целях выработки единой налоговой политики последова-тельно проводится работа по унификации национальных зако-нодательств по вопросам налогообложения. В настоящее время полностью унифицированы общие части налоговых кодексов стран и ведется унификация специальных частей. Практически унифицированы законодательные нормы по вопросам косвенного налогообложения. С 2000 года Республика Беларусь перешла на зачетный метод при исчислении НДС, который применяется в России.
Важную миссию в Союзном государстве играет союзный бюджет, который формируется с 1998 года за счет отчислений, направляемых из национальных бюджетов двух государств.
Между Беларусью и Россией пописан и реализуется ряд межправительственных и межведомственных соглашений и дого-воров в области транспорта. Подготовлены и одобрены 14 но-ября 2000 года Единые принципы формирования общего рынка услуг связи.
Большое значение придается созданию транснациональных финансово-промышленных групп (ФПГ), число которых продол-жает расти. В настоящее время в 10 из 87, зарегистрированных в России ФПГ, входят белорусские юридические лица.