18 Март 2011

Международные экономические отношения




Целями создания Содружества явились:
» Осуществление сотрудничества в политической, эконо-мической, экологической, гуманитарной и культурной областях.
» Содействие всестороннему и сбалансированному эко-номическому и социальному развитию государств-членов в рам-ках общего экономического пространства, а также межгосударст-венному сотрудничеству и интеграции.
» Обеспечение прав человека и основных свобод в соот-ветствии с общепризнанными принципами и нормами междуна-родного права и документами ОБСЕ.
» Осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасно-сти, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и во-енных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения.
» Мирное урегулирование споров и конфликтов между государствами-членами.
В настоящее время функционируют политические органы СНГ — Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Сформированы функциональные органы, включающие предста-вителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по же-лезнодорожному транспорту, Межгосударственный статистиче-ский комитет.
Рассмотрим подробнее институциональную структуру Со-дружества Независимых Государств.
Совет глав государств является высшим органом Содру-жества. Он рассматривает и принимает решения по основным во-просам деятельности государств-членов. Совет собирается дважды в год, а по инициативе любого государства-члена могут созы-ваться чрезвычайные сессии. Председательствование в Совете осуществляется поочередно главами государств.
Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономиче-ской, социальной и других областях. Встречи Совета глав прави-тельств проводятся четыре раза в год. Решения Совета глав госу-дарств и Совета глав правительств принимаются на основе кон-сенсуса.
Совет министров иностранных дел осуществляет коорди-нацию деятельности государств-членов в сфере внешней полити-ки, включая их деятельность в международных организациях.
Координационно-консультативный комитет — постоянный исполнительный и координационный орган СНГ, состоящий из по-стоянных полномочных представителей (по два от каждого государства) и координатора Комитета. Он разрабатывает и пред-ставляет предложения по вопросам сотрудничества в политиче-ской, экономической и других областях, содействует реализации экономической политики государств-членов, занимается вопро-сами создания общих рынков рабочей силы, капитала и ценных бумаг.
Совет министров обороны занимается вопросами, связан-ными с военной политикой и структурой вооруженных сил госу-дарств-членов.
Экономический суд обеспечивает выполнение экономиче-ских обязательств в рамках Содружества. В его компетенцию входит также разрешение споров, возникающих в процессе вы-полнения экономических обязательств.
Межгосударственный банк занимается вопросами взаимных платежей и клиринговых расчетов между государствами-членами СНГ.
Комиссия по правам человека является консультативным органом СНГ, контролирующим выполнение обязательств в об-ласти прав человека, принятых на себя государствами — членами Содружества.
Межпарламентская ассамблея состоит из парламентских делегаций и обеспечивает проведение межпарламентских кон-сультаций, обсуждение вопросов сотрудничества в рамках СНГ, разрабатывает совместные предложения, касающиеся деятельности национальных парламентов.
Исполнительный секретариат СНГ отвечает за организа-ционно-техническое обеспечение работы органов СНГ. В его функции входит также предварительный анализ вопросов, пред-ставляемых на рассмотрение глав государств, и правовая экспер-тиза проектов документов, подготавливаемых для основных ор-ганов СНГ.
Деятельность органов СНГ финансируется государствами-членами.
С момента создания Содружества основные усилия госу-дарств-членов сосредоточены на развитии и углублении сотруд-ничества в таких сферах, как внешняя политика, безопасность и оборона, экономическая и финансовая политика, выработка общих позиций и проведение единой политики.
Страны СНГ обладают большим природным и экономиче-ским потенциалом, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в междуна-родном разделении труда. Они располагают 16,3% мировой тер-ритории, 5% — численности населения, 25% запасов природных ресурсов, 10% — промышленного производства, 12% — научно-технического потенциала, 10% — ресурсообразующих товаров.