18 Март 2011

История экономических учений




В 70-80-х годах эти идеи были развиты в концепции поли-тического делового цикла, в которой коренным образом преду-сматривались возможности антициклического регулирования го-сударства. Эта теория была разработана американскими исследо-вателями В.Нордхаузом и Д.Макрэ и включала следующие поло-жения:
» Во-первых, выдвигалась предпосылка о влиянии эконо-мического положения внутри страны на популярность правящей партии. Главными показателями состояния конъюнктуры являлись темпы инфляции и норма безработицы. Чем ниже их уровни, тем при прочих равных условиях больше голосов будет отдано на предстоящих выборах за правящую партию;
» Во-вторых, предполагалась обратная зависимость между уровнями инфляции и безработицы: чем меньше безработица, тем быстрее растут цены;
» В-третьих, считалось, что основной мотив хозяйствен-ной деятельности правящей партии — обеспечить себе переиз-брание. Достижению данной цели и подчинено регулирование конъюнктуры.
Механизм политического цикла развивается следующим об-разом. Стремясь гарантировать победу своей партии на выборах, правительство пытается обеспечить оптимальное сочетание ин-фляции и безработицы. Сразу, после прихода к власти, админист-рация принимает усилия по снижению, прежде всего, темпов роста цен путем искусственного провоцирования кризисных явлений. К концу выборного периода задача становится противоположной. Делается все возможное, чтобы «разогреть» экономику, поднять уровень занятости. Тем самым дается очередной толчок росту цен. Расчет делается на инерционность их движения. К моменту выборов уровень занятости поднимается, а инфляция еще не успевает набрать полной силы. Следовательно, такая политика должна способствовать привлечению дополнительных голосов и успеху на выборах. Иными словами, правительство вместо того, чтобы стабилизировать экономический рост, начинает выступать проциклическим фактором в экономике, провоцирующим коле-бания. Этим по сути дела доказывается наличие логического пре-дела государственного регулирования в рыночной экономике, так как государство оказывается еще одним фактором циклического развития, для корректировки которого оно первоначально пред-назначалось.
Дж.Бьюкенен предложил новую концепцию организации политического рынка для достижения согласия в обществе. В рамках «политического обмена» выделялось два уровня общест-венного выбора:
» Первый уровень — разработка правил и процедур при-нятия политических решений. Например, правил, регламенти-рующих способы финансирования бюджета, одобрения государ-ственных законов, систем налогообложения. Это могут быть раз-личные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т.п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил Бьюкенен назвал «конституцией экономической полити-ки»;
» Второй уровень — практическая деятельность госу-дарства и его органов на основе принятых правил и норм.
Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономиче-ской рыночной игры на политический процесс. По мнению сто-ронников теории общественного выбора, государство должно выполнять охранительные функции и не участвовать в хозяйст-венной деятельности. Блага общественного пользования предла-гается преобразовывать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Дж.Бьюкенен предлагает провести приватизацию в общественном секторе, так как это снизит бюрократизацию экономики, усилит конкуренцию, уменьшит политическую ренту и т.д. Хо-зяйствующие субъекты должны заключать сделки без регламен-тации со стороны государства.
Таким образом, применив традиционную неоклассическую методологию к анализу сферы политико-правовых отношений, «вирджинцы» пришли к пропаганде свободного предпринима-тельства. Если правительство, в принципе, не может действовать в интересах всего общества, то лучше обойтись без его участия: рынок, несмотря на все его недостатки, более пригоден для регу-лирования экономической и социальной жизни, чем государст-венное вмешательство, рычаги которого находятся в руках чи-новников, преследующих личные или узко групповые цели, — гласит конечный вывод вирджинской школы.
Теория общественного выбора, не предлагая универсальных формул и средств, поднимает ряд проблем, которые нельзя обойти вниманием. Она, прежде всего, дает основания для предосте-режения относительно расширения экономической роли государ-ства. Эта теория показывает, что попытки правительственных ор-ганов предотвратить недостатки рынка необязательно принесут положительные результаты. Одна причина — это администра-тивная неэффективность государственных органов и их мощная защита от конкуренции. Другая причина состоит в том, что власть, необходимая правительству для регулирования экономики, часто используется лобби. Поэтому, несмотря на самые благие намерения создателей правительственных программ и концепций, рынок со всеми своими недостатками зачастую приносит гораздо лучшие результаты. Принимая политические решения, всегда следует сопоставлять экономические последствия рыночного и государственного регулирования, чтобы определить оптимальную форму и степень вмешательства. Теории общественного выбора удалось представить в более реалистическом свете и на новой информационной основе механизм принятия государственных решений.