18 Март 2011

История экономических учений




Проблемы низкой производительности труда являются, по мнению Флекснера, следствием отсутствия мотивации или отчу-ждения. В этом случае решение должно быть найдено путем вне-сения изменений в окружающую обстановку. Позволить людям принимать более активное участие в планировании их деятельно-сти и в общественной деятельности, связанной с их работой, — вот тот единственный путь, который позволит им отождествлять себя с местом своей работы, а также с компанией.
Только практика рационального участия в общественном и частном секторе создает мотивацию для эффективной деятельно-сти.
Таким образом, концепция Р. Флекснера продолжает тради-ции институционализма. Ее главной особенностью является реа-листический динамический подход, критическое отношение как к классике, так и к теориям конвергенции, отрицание всякой воз-можности того, что системы могут переноситься из одного госу-дарства в другое.
Во второй половине 90-х годов основным объектом инсти-туционализма является эволюция и стратегия реформирования экономических систем на микро- и макроуровне. Теоретики ин-ституционализма изучают нормы экономического поведения не-посредственно из взаимодействия индивидов (в форме правовых норм, традиций культуры, стереотипов и пр.). Экономика рас-сматривается как эволюционная открытая система, испытывающая воздействие внешней среды. В ней отсутствует равновесие, так как имеет место неполное знание и отсутствие информации.
ВИРДЖИНСКАЯ ШКОЛА
Теория общественного выбора сформировалась в качестве самостоятельного направления в 60-70-х годах. Ее рождение было во многом подготовлено работами американского экономиста К.Эрроу и шотландского экономиста Д.Блэка, которые попытались применить методы экономического анализа к политическим процессам. Это направление развивалось в дальнейшем в тесной связи с неоклассическими и институциональными моделями.
Основатель теории общественного выбора — американский экономист Джеймс Бъюкенен, родился в 1919 году в США. По-лучив степень доктора экономических наук в Чикагском универ-ситете, он преподавал в университете штата Флорида, затем в Вирджинском, Калифорнийском университетах и Вирджинском политехническом институте. Его основные работы: «Формула со-гласия» (1962), «Теория общественного выбора» (1972), «Свобо-да, рынок и государство» (1986). В 1986 г. Дж. Бьюкенен получил Нобелевскую премию за исследование договорных и конститу-ционных принципов принятия экономических решений. В Нобе-левской лекции «Конституция экономической политики» (1986) он изложил основные идеи и методологию исследования новой теории. Совместно с американским экономистом Г.Туллоком он организовал Комитет по изучению нерыночных решений, преоб-разованный затем в Центр исследований общественного выбора на базе университета в Северной Вирджинии.
Возрастающая роль государства сделала актуальной задачу изучения влияния политических процессов на перераспределение и аллокацию ресурсов в экономике. Предмет теории общественного выбора составил анализ особенностей нерыночных процессов выявления и согласования предпочтений с помощью полити-ческого механизма. Цель исследования — объяснить экономиче-ские аспекты политических процессов, сравнить эффективность рыночного и государственного механизма принятия решений. Общей основой сопоставления явилось выдвинутое Дж.Бьюкененом утверждение о том, что любые экономически значимые решения, в конечном счете, принимаются людьми, максимизирующими значения своих функций полезности. Таким образом, принцип рационального поведения был распространен и на исследование политических процессов.
Вирджинцы на основе маржиналистской методологии по-строили модель политического поведения по аналогии с неоклас-сической теорией рынка.
Место товарного рынка занял рынок политический, постулат совершенной конкуренции был заменен предпосылкой «со-вершенной демократии», избиратели и политики рассматривались как потребители и фирмы. Мотивом поведения политиков являлось не бескорыстное служение обществу, а достижение соб-ственных целей, сводящихся к получению и удержанию власти. Поэтому нередко государственные деятели ориентируются на по-литически выгодные, жизнеспособные решения, ведущие к упро-чению их позиций, но далеко не всегда благотворно сказываю-щихся на развитии экономики, так как законодатели — живые люди, и в процессе принятия нормативных актов их частные ин-тересы не всегда совпадают с общественными интересами.
Разрабатывая теорию политического рынка, Дж.Бьюкенен подчеркивал, что политические решения, как и рыночные — это выбор альтернативных вариантов развития. Политический и хо-зяйственный рынок имеют существенное сходство — используется реклама, продвигаются свои товары и т.п. Политический деятель должен быть одновременно политическим предпринимателем, если хочет переизбираться на следующий срок. Он должен отыскать источники финансирования, соизмерить свои затраты и выгоды. В политике, как и на рынке, происходит своего рода ес-тественный отбор, и те, кто не хотят или не способны адаптиро-ваться к конъюнктуре, вытесняются конкурентами. Цена, которую платит политик, — потеря или выигрыш в голосах избирателей.