18 Март 2011

История экономических учений




В-третьих, рост налогов вызвал в середине 70-х — начале 80-х годов инфляционную «эрозию доходов». Следствием инфляции стало увеличение налогового бремени. В начале 60-х годов доходы около 90 % налогоплательщиков находились в пределах двух-трех низших ставок, а высокая степень прогрессии при-менялась к 5 % богатейшего населения. Инфляция и рост доходов в течение 60-70-х годов привели к тому, что растущие предель-ные ставки подоходного налога, нацеленные на получателей вы-соких доходов, к концу 70-х годов стали применяться в отноше-нии широких слоев населения со средними доходами. Кроме того, обесценивались налоговые льготы: налогооблагаемый минимум, стандартизированные скидки и пр.
Теоретики экономики предложения осуществляют пере-смотр модели налогового регулирования, строя свои рассуж-дения на положении о необходимости обеспечения изменений в совокупном предложении факторов производства.
Главной предпосылкой изменений в совокупном предло-жении являются сбережения, увеличение которых вызывает со-кращение потребительского спроса, расширение размеров накоп-ления и инвестиций. Стимулирование сбережений теоретики свя-зывают с воздействием на соответствующую относительную «це-ну», которая отражает привлекательность потребления по срав-нению со сбережением. В результате центральным моментом становится воздействие на размер реально получаемых инвесто-рами доходов, на сбережения через изменения ставок налогов. Так определяется основной способ влияния на распределение по-требления во времени, а также дохода на сберегаемую и расхо-дуемую части.
Таким образом, представители экономики предложения, так же, как и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия на экономику. Но, если для кейнсианцев она — способ непосредственного воздействия на совокупный спрос и объемы производства с вторичным эффектом на структуру цен, то для представителей экономики предложения бюджетно-налоговая политика — это средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход.
Данные положения позволили теоретикам экономики пред-ложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечи-вающих рост сбережений и расширение инвестиционной дея-тельности, выступает низкий уровень налогов. Для теоретиче-ского доказательства стимулирующего воздействия низких нало-говых ставок они использовали бюджетную концепцию А.Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов эко-номической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществ-ляться интенсивными темпами. Если же успешное функциониро-вание рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать.
Главной переменной величиной у Лаффера являются пре-дельные ставки. Он считает, что если предельные ставки дости-гают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты на-логов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок, напротив, вы-свобождает частную инициативу, обеспечивает рост производства, приток дополнительных поступлений в бюджет, возможность его сбалансирования.
Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе «кривой Лаффера». Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними. Это позволило ему обосновать вывод о том, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает ми-нус единицы, налоговые поступления начинают падать. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 % до 100 % по-ступления в государственный бюджет растут от нуля до не-которого максимального уровня, а затем снижаются до нуля в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и налоговая база сокращается.
По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект: во-первых, способствовать преодо-лению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштабов уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице); во-вторых, обеспечивать расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства; в третьих, обу-словливать перевод ранее используемых рынком труда и капитала из низкооплачиваемой в сравнительно высокооблагаемую сферу хозяйственной деятельности в связи с улучшением распределения ресурсов по сферам и повышением эффективности экономики.