18 Март 2011

История экономических учений




Термин «социальный» понимается авторами концепции двояко. С одной стороны, они утверждают, что рыночное хозяй-ство носит социальный характер, так как, в силу своей эффектив-ности, создает экономические предпосылки для повышения до-ходов в обществе, с другой стороны, считают, что рыночная дея-тельность, которая приводит к социально нежелательным резуль-татам, должна ограничиваться, что результаты свободного эко-номического процесса, которые не являются достаточно гуман-ными, должны корректироваться.
Так, А.Мюллер-Армак предлагал сократить разрыв между высокими и низкими доходами посредством прогрессивного на-логообложения, позволяющего перераспределить средства в пользу малоимущих в виде дотаций на содержание детей, расхо-дов на квартплату, строительство жилья, социальных выплат.
К другим формам социальной политики относились также раз-ветвленные системы социального страхования (по болезни, без-работицы и т.д.) и социальной инфраструктуры (просвещение, здравоохранение и т.д.).
В связи с этим в данной концепции социальные компоненты воспринимаются как необходимое дополнение к экономической системе рыночной экономики, которая до этого в качестве цели не ставила достижение социально справедливых результатов.
Социальное рыночное хозяйство рассматривается как «тре-тий путь», пролегающий между капитализмом (XIX — началом XX вв.) и тоталитарной административной экономикой, как путь, ведущий к свободному, экономически эффективному строю в экономике и обществе. По мнению ее авторов, модель социального рыночного хозяйства обладает огромным научным потенциалом, так как это не статичная, а динамичная теория, способная к адаптации по мере изменения экономической ситуации и соот-ношения между функциями рынка и государства.
Данная концепция использовалась в качестве официальной доктрины ФРГ, теоретической основы «немецкого экономическо-го чуда». Главным архитектором хозяйственных реформ, бази-рующихся на концепции социального рыночного хозяйства, яв-лялся профессор Людвиг Эрхард (1897-1977), сочетающий в себе теоретические знания и опыт крупного государственного деятеля, который являлся директором правления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министром экономики ФРГ (1949-1963), заместителем федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлером республики (1963-1966). Под руководством Эрхарда группой экономистов был разработан гамбургский план, реализа-ция которого позволила в конце 40-х годов вывести Западную Германию из кризисного состояния.
Послевоенное состояние экономики Германии было удру-чающим. Две трети производственных мощностей бездействовали, цены непрерывно росли, в стране господствовал «черный рынок». Денежные средства на руках населения почти в десять раз превосходили размеры национального продукта. Многие товары распределялись по карточкам, процветал натуральный обмен. Наиболее надежной валютой считались сигареты.
В соответствии с идеей о социальном рыночном хозяйстве, рычагами экономического возрождения стали свободная частная инициатива и конкуренция в сочетании с активной ролью госу-дарства.
В 1948 г. была проведена денежная реформа, которая стала важнейшей предпосылкой дальнейшей либерализации экономики. Новая марка обменивалась на десять старых рейхмарок, изы-мавшихся из обращения. Часть денег, оставшихся после обмена, была заморожена на спецсчетах, а затем обменивалась по курсу 1:20. Пенсии и зарплата подлежали выплате в новых дойчмарках в соотношении 1:1. В результате размеры денежной массы были сокращены более чем в 14 раз, что позволило значительно снизить инфляцию, сбалансировав товарную и денежную массы.
Реформа цен была реализована в законе о принципах хо-зяйственной структуры и политике цен, по которому отменялись предписания по регулированию экономической жизни, упраздня-лось административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Дерегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно. Основные продукты питания, цены в аграрном сек-торе, квартплата, большинство видов сырья нормировались госу-дарством в условиях твердых цен. В отношении других важных предметов потребления (текстиль, обувь) были сняты ограничения на цены, но регулирование сохранялось до начала 1950 г. В 1951 г. было отпущено большинство цен. Этого оказалось доста-точным, чтобы радикально изменить хозяйственный климат, сти-мулировать быстрый рост производства.
Чтобы сохранить стабильность денег и избежать гиперин-фляции осуществлялись: закон против произвольного завышения цен; периодическая публикация каталогов местных цен, соответ-ствующих средним условиям производств; «Программа широкого потребления», по которой товары реализовались по средним ценам. Наряду с этим, проводилась рестиктивная денежная поли-тика. Эти мероприятия позволяли приспособить уровень цен к наличной покупательской способности потребителей и увеличить производство.