18 Март 2011

История экономических учений




Постоянство экономической политики является важнейшей предпосылкой экономического роста и высокого уровня занято-сти, поскольку при наличии гибкой системы цен и заработной платы слишком частые изменения в экономической политике вы-зывают у предпринимателей уменьшение склонности к инвести-рованию, рост безработицы.
При одновременном комплексном выполнении всех пере-численных принципов, по мнению неолибералов, возможно обеспечение «оптимального» хозяйственного порядка в условиях рыночной системы.
Вместе с тем, неолибералы признают необходимость госу-дарственного участия в обеспечении сохранности и улучшении рыночного порядка. Поэтому они к конституирующим принципам дополняют регулирующие принципы, среди которых: контроль за деятельностью монополий, поддержание стабильной денежной единицы, политика доходов.
Однако, неолибералы считают, что государственное вме-шательство должно быть «конформным», т.е. оно должно приспосабливаться к рыночной системе и поддерживать ее, но в то же время должно быть ограничено жесткими рамками. По этому поводу Р.Репке в 1942 г., определяя роль государства в рыночной экономике, писал, что государство должно выступать в роли опытного футбольного судьи, задача которого состоит в том, чтобы беспрепятственно гарантировать соблюдение всех правил, но при этом не вмешиваться в игру.
В связи с этим, неолибералы допускают спорадическое го-сударственное вмешательство в хозяйственные процессы, необ-ходимость которого диктуется исключительными случаями, свя-занными главным образом с действием экзогенных факторов; наилучшим антициклическим средством признают институцио-нальное регулирование, позволяющее создать «рамки» для про-текания экономических процессов.
Главную опасность для экономики, наряду с монополизмом, неолибералы видели в инфляции. Они критиковали кейнсианские теории регулирования экономики посредством дефицитного фи-нансирования, отвергали инвестиционную деятельность государ-ства, как противоречащую принципам свободного рыночного хо-зяйства.
Экономическое равновесие немецкие либералы связывали с обеспечением условий свободной конкуренции, устойчивостью денежного обращения, сбалансированностью государственного бюджета и платежного баланса.
Смысл ордолиберализма сводился к тому, что государство должно ограничиваться формированием экономического строя, в рамках которого регулирование и хозяйственные процессы про-исходят спонтанно. Это нашло выражение в так называемом фрайбургском императиве, который гласит: «Государственному планированию хозяйственных форм — да, государственному планированию и регулированию государственных процессов — нет «. Однако идеалом Ойкена является не просто рынок, а рынок организованный, социально ответственный, противостоящий по-литическому и экономическому подавлению личности, обеспечи-вающий достойное существование человека. Такое понимание рынка предопределяет специфическую особенность неолибе-ральной теории: требование дополнить политику экономического порядка системой социальных амортизаторов. Ойкен предлагал устанавливать гарантированный минимум заработной платы, ог-раничивать женский и детский труд на вредных производствах, развивать сеть благотворительных учреждений.
ТЕОРИЯ «СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА». ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА Л.ЭРХАРДА
Впервые термин «социальное рыночное хозяйство» поя-вился в 1947 г. в работе госсекретаря Федерального министерства экономики профессора Альфреда Мюллера-Армака. Разработки в этом направлении были продолжены В. Репке, Л. Эрхардом и др. О создании модели «социального рыночного хозяйства» как главной задачи экономической политики было заявлено канцлером К.Адэнауэром.
«Социальное рыночное хозяйство», по характеристике В. Репке, — это путь к «экономическому гуманизму». Это тип хо-зяйства, который противопоставляет концентрации власти — свободу, централизму — децентрализм, организации — само-управление и пр.
Авторы концепции приспособили идеи фрайбургской школы к конкретным условиям социально-экономического развития послевоенной Западной Германии. В дополнение к положению об ответственности государства за длительную дееспособность кон-курентной экономики они обосновали необходимость формиро-вания и проведения активной социальной политики. С их точки зрения, цель деятельности национальной экономики должна со-стоять в том, чтобы на базе высокоэффективной и гибкой эконо-мической системы, основанной на конкуренции, добиваться со-циального прогресса.
Концепция социального рыночного хозяйства — это по-пытка синтезировать гарантированную государством экономиче-скую свободу в рыночной экономике с идеалами социального го-сударства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Рыночное хозяйство олицетворяет хозяй-ственную свободу, которая заключается в свободе потребителя покупать товары, в свободе предпринимателя производить и про-давать товары по собственному усмотрению. Благодаря этому рыночная система стимулирует экономический рост, технический прогресс, повышает производительность труда, снижает издержки производства и цены.