18 Март 2011

История экономических учений




Одну из главных задач экономической науки ученый видит в выявлении того, каким образом из удивительного многообразия поступков людей складывается вполне определенный социаль-ный порядок, названный им «спонтанным». Порядок, по мнению Хайека, может создаваться сознательно или складываться стихийно. Специфика «спонтанного порядка» состоит в том, что он не является воплощением замысла, а образуется эволюционным путем в ходе естественного процесса развития общества, как бессознательный результат сознательных действий множества людей, которые преследуют частные цели. Спонтанный порядок — это результат человеческого действия, но не продукт челове-ческого разума. Примером самоорганизующихся социальных систем являются мораль, право, рынок, деньги и т.д., в которых упорядоченность создается не управлением из центра, а регуляр-ностью взаимоотношений между составными частями структуры.
Одной из форм, сущностью спонтанного социального по-рядка выступает рынок (рыночный порядок), для обеспечения которого Хайек вводит понятие каталлактика. По его мнению, рынок формируется в процессе естественного отбора и не подчи-нен решению определенных задач. Он предназначен для соеди-нения и увеличения возможности людей в достижении их конку-рирующих целей. Рынок — это сложное придаточное устрой-ство, позволяющее наиболее хозяйственно использовать ин-формацию, рассеянную среди множества экономических субъек-тов.
Методологические подходы Хайека определили его позиции в анализе поведения экономического субъекта в условиях рынка. Важнейшими сторонами рыночного порядка, по мнению Хайека, являются цены и конкуренция. Он ставит на первое место цены, поскольку считает, что ведущая функция рынка заключается в распространении знания, большая часть которого воплощена в ценах.
Именно механизм цен, считает ученый, является уникальным способом коммуникации в сложной системе. Цены для экономических субъектов выступают носителем оперативной, обширной и в то же время компактной информации. Они играют роль сигналов, побуждающих индивида принимать условия, ко-торые, прежде всего, отвечают его собственным установкам, но которые, в конечном счете, способствуют реализации целей дру-гих людей. Хайек отмечает, что цены, установленные рынком, — это свидетельство определенной значимости товара с точки зрения других людей и хозяйства в целом. Таким образом, рынок через сигналы рыночных цен позволяет координировать информацию в масштабах общества, которая порождается самим ходом рыночного процесса.
Процедурой открытия такого системного знания выступает конкуренция. У Хайека конкуренция рассматривается как ин-формационная основа альтернативных способов организации общества. Для него конкуренция — это эффективный способ направления неизвестных ресурсов на известные цели. Конку-ренция дает стимулы для выявления уже накопленных человеком знаний, а также к поиску, выявлению, распространению и эффек-тивному использованию новых данных о предпочтениях, ресурсах и технологиях.
Таким образом, рынок выступает также катализатором и координатором поисковой активности людей.
Хайек, исследуя проблемы инфляции, приходит к выводу о том, что причиной инфляции является расстройство структуры относительных цен.
Каждое дополнительное поступление денег неравномерно распределяется в экономике. На увеличение предложения денег в одних секторах экономики цены реагируют сразу, в других — повышаются с опозданием. В результате рыночная информация, заключенная в относительных ценах, оказывается искаженной, что сопровождается неэффективным размещением ресурсов общества.
Для преодоления инфляции Хайек предлагает непродолжи-тельное сокращение денег. Впоследствии, потеряв веру в воз-можность дисциплинировать поведение правительства, он выдви-гает проект денационализации денег, т.е. лишения государства монопольного права на денежную эмиссию.
Хайеку принадлежит оригинальная трактовка проблемы стагфляции, которая получила распространение в развитых го-сударствах в 70-80-е годы. О возможности возникновения и по-следствиях данной проблемы экономист высказывается еще в
30-е годы, когда разрабатывал основы кредитно-денежной теории цикла.
Так, Хайек высказал идею о том, что замедление темпов экономического роста при одновременном повышении цен может быть следствием нарушения в структуре общественного произ-водства, выражающегося в чрезмерном расширении производ-ства средств производства в ущерб производству предметов потребления.
Источник экономических проблем Хайек видел в отклоне-нии «рыночного процента» от естественного в результате осуще-ствления политики кредитной экспансии банков. Он отмечает, что это отклонение становится неверным сигналом, который приведет к увеличению инвестиционных процессов, косвенно связанных с процессами производства предметов конечного потребления. Соответственно перераспределяются финансовые ресурсы и происходит сдвиг в системе относительных цен: цены на средства производства повышаются, что позволяет привлечь дополнительные ресурсы, повысив на них цену. В результате, с одной стороны, происходит изменение производственной струк-туры в целом. При той же ресурсной базе производится меньше предметов потребления и больше средств производства. Повы-шение заработной платы в I подразделении ведет к повышению спроса на потребительские товары, производство которых уменьшилось, в итоге происходит рост цен на эту группу товаров и развивается тенденция в сторону расширения данного произ-водства.