18 Март 2011

История экономических учений




Реформистская модернизация общественных структур уп-рочила положение наемных рабочих. Это выразилось в повсеме-стном распространении коллективных договоров, полной занято-сти, в развитии различных форм участия трудящихся в управлении производством. В то же время сравнительно быстрый эконо-мический рост привел к значительному увеличению реальных доходов, жизненного уровня трудящихся и т.д.
Однако с конца 60-х годов бизнес начинает сопротивляться требованиям дальнейшего повышения заработной платы, так как это сопровождалось ростом издержек производства, снижением прибыли, что отражалось на инвестиционной активности, увели-чении числа банкротств и в целом ухудшении экономической си-туации в результате сочетания их с инфляцией, структурными кризисами и т.д.
Интересы накопления капитала обусловили необходимость уменьшения государственного вмешательства, и неоконсерваторы выступили с критикой сложившейся системы трудовых отно-шений. Они предложили ориентацию на «деколлективизацию» (индивидуализацию) трудовых отношений, усиление конку-ренции между наемными работниками за рабочие места. Это предполагало: отказ от доктрины полной занятости, ограничение прав и общее снижение роли профсоюзов, повышение престижа собственности.
«Индивидуалистическая» концепция была подкреплена на-бором идей «демократии собственности», что означало распро-странение частного предпринимательства, включая внедрение его в сферу услуг, приватизацию государственных предприятий, от-раслей, превращение трудящихся в акционеров, использования систем участия в прибылях, соучастия в собственности и пр. В 80-е годы данная модель трудовых отношений оказалась более подходящей и была внедрена в развитых государствах, что по-зволило модернизировать отношения собственности и власти на микроуровне, усилить трудовую мотивацию, повысить произво-дительность труда, осуществить технологические перемены и пр.
Необходимость сужения сферы государственного вме-шательства в экономику диктовалась также огромной долей на-ционального дохода, перераспределяемого через бюджет, а также увеличением размеров государственных расходов, что привело к образованию в развитых государствах больших сумм бюджетных дефицитов.
Активная социальная политика, направленная на реализацию разнообразных социальных программ, предполагала рост го-сударственных расходов и, следовательно, повышение налоговых поступлений и сокращение частных сбережений.
Однако, в 60-70-е годы был достигнут высокий уровень налоговых изъятий, свидетельствующий о достижении предела для их дальнейшего роста с целью покрытия растущих государ-ственных расходов. В этих условиях государство чаще стало ис-пользовать займы, что увеличивало размеры бюджетных дефици-тов, отвлекало ресурсы у частных фирм и вело к сужению финан-совой базы накопления и инвестиций.
Объективная необходимость реформирования системы го-сударственного регулирования предопределила изменения в экономической политике, что носило выражение в следующем:
» основным приоритетом экономической политики ста-новится не достижение «полной занятости», а борьба с инфляцией, обеспечение роста эффективности, конкурентноспособности производства, сохранение условий для прибыльного накопления частного капитала;
» переход с политики стабилизации экономического цикла к средне- и долгосрочной стратегии экономического роста, решению структурных проблем;
» главным параметром регулирования становится повы-шение нормы накопления;
» приоритет получают рынок и конкуренция, а деятель-ность государства подчиняется функционированию рынка.
Таким образом, неоконсервативные тенденции, проявившиеся в системе государственного регулирования на рубеже
70-х — начале 80-х годов, свидетельствовали об эволюции госу-дарственного регулирования в направлении поиска наиболее оп-тимальных пропорций и форм взаимодействия рынка и государ-ства, в приспособлении хозяйственного механизма к изменив-шимся условиям.
Неоконсервативный поворот был воспринят как «консер-вативный сдвиг», как «шаг назад». Однако речь шла о поиске но-вого качества соединения вмешательства государства с рыночной системой. Неоконсерватизм — это не отрицание государственного регулирования. Это этап процесса эволюции государственного регулирования, который привел к отказу от неэффективных ме-тодов регулирования, поиску оптимальных пропорций и форм сочетания, взаимодействия двух подсистем хозяйственного меха-низма: государства и рынка.
С конца 70-х годов под знаком «консервативного возрожде-ния» развивалась и экономическая мысль: пересматривались принципиальные теоретические положения, изменялась структура экономической науки, модифицировались способы реализации ее основных функций.