18 Март 2011

История экономических учений




6. Какие факторы определяют норму ссудного процента, и ка-кова его роль в экономике?
7. Назовите основные позиции программы государственного регулирования Кейнса.
8. Какие проблемы были развиты неокейнсианцами?
9. Что нового в макроэкономический анализ было внесено по-сткейнсианством?

ТЕМА 8. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 12. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КОНСЕРВАТИЗМА
Основные понятия:
неолиберализм; консерватизм; объект анализа; эконо-мическая роль государства; неоконсервативный поворот; спонтанный порядок; механизм цен; конкуренция.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Неоконсервативное (неоклассическое) направление, кото-рое является одним из ведущих в современной экономической науке, представлено неолиберализмом и современными кон-цепциями неоконсерватизма: монетаризмом, экономикой пред-ложения и рациональных ожиданий.
Широкое распространение идей данного направления и пе-рестройка на его основе в 80-е годы экономической политики ве-дущих государств мира обусловлены изменениями в стратегии и механизме государственного регулирования экономики, вызван-ными выработкой новой системы связей между государством и частным капиталом; регулированием и конкуренцией; сменой це-лей экономической политики. Перестройка системы государст-венного регулирования основывалась на синтезе принципов
неолиберализма и традиционного консерватизма.
Неолиберализм предполагает проведение мер по укрепле-нию и расширению либеральной системы рыночной экономики, освобожденной от чрезмерного вмешательства государства, сдерживающего функционирование рынка.
Консерватизм как особый тип социального мышления представляет собой совокупность взглядов по широкому кругу вопросов, охватывающих все стороны общественной жизни. Не-оконсерватизм как идеология «обновляющегося» рыночного хо-зяйства признает необходимость перемен в рамках существующей экономической системы и призывает к пересмотру системы регулирования экономики.
Таким образом, в неоклассической модели меняется объект исследования. Им становится рынок, рыночная экономика, ко-торая рассматривается на уровне взаимодействия отдельных по-требителей и фирм, трактуется как наиболее рациональный способ экономической организации общества. Вместе с тем утверждается, что ценовой механизм рынка, который в большинстве случаев обеспечивает использование ресурсов оптимальным образом, в ряде случаев обнаруживает свою недостаточность для достижения максимальной эффективности. В связи с этим
неоклассики обосновывают необходимость использования в та-ких случаях государства, которое может улучшить распределение и использование экономических ресурсов.
Они призывают к пересмотру экономической роли госу-дарства, которое главным образом должно создавать условия для нормального функционирования свободного предпринима-тельства, ликвидировать барьеры, сдерживающие частно-предпринимательскую инициативу и деформирующие рыноч-ный механизм, способствовать внедрению нововведений, по-зволяющих стимулировать развитие рынка и конкуренции.
Причинами, обусловившими переход к неоконсерватизму, являются:
» кризис действующих форм и методов госрегулирования экономики. Успехи кейнсианской программы в 50-60-е годы были обусловлены нацеленностью мер на условия воспроиз-водства, что в 70-80-е годы обусловило их неэффективность вследствие того, что управление спросом не затрагивало процесс капиталообразования и не позволяло приспособиться к новым условиям хозяйствования;
» развитие современного этапа НТР и расширение мас-штабов интернационального переплетения экономик в рамках мирового рынка, что обусловило необходимость перестройки ме-ханизма госрегулирования;
» огромные масштабы прямого огосударствления и пе-рераспределения национального дохода через бюджетную и кре-дитно-денежную системы;
» существование разветвленной структуры нормативного регулирования, что создало объективные преграды для дальней-шего экстенсивного расширения государственного вмешательства в экономику.
До 60-х годов частный капитал использовал государство для своего укрепления и поощрял расширение сфер его вмешательст-ва. Но в конце 60-х — начале 70-х годов усиливается противоре-чие между масштабами вовлеченности государства в воспроиз-водство и интересами монополистического капитала: возрастает ограничение политической власти капитала. Этому способство-вали также подъем демократического и рабочего движения, осу-ществление либеральных социально-реформистских вариантов регулирования, усиление роли процессов, которые стремились к ограничению управленческой власти капитала на уровне пред-приятий.