18 Март 2011

История экономических учений




Таким образом, Кейнс показывает, что инвестиции в данной отрасли оказывают воздействие на смежные отрасли через изме-нение объема потребления в исходной отрасли, т.е. через расши-рение емкости потребительского рынка в связи с первоначальными инвестициями.
В заключение анализа он устанавливает закон, по которому увеличение занятости, непосредственно связанной с инве-стициями, стимулирует увеличение инвестиций и занятости в отраслях промышленности, производящих средства произ-водства, необходимых для создания предметов потребления. Это приводит к общему приросту занятости в кратном размере по отношению к первичной занятости, которая связана с инвести-циями. Итак, для Кейнса наиболее значимыми являются инвести-ции в отрасли, производящие потребительские товары, которые определяют изменения емкости рынка товаров потребления.
ЕМКОСТЬ РЫНКА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА.
ПРЕДПОЧТЕНИЕ ЛИКВИДНОСТИ
По мнению Кейнса, емкость рынка средств производства зависит от соотношения двух факторов: предельной эффектив-ности капитала и нормы ссудного процента, поскольку от этого соотношения зависит «побуждение к инвестированию», которое определяет спрос на средства производства.
Предельная эффективность капитала, по мнению Кейнса, зависит не от текущей прибыли, а от оценки будущих прибылей. Она чувствительна к спекуляциям, панике, техническому пере-вооружению и пр. В связи с этим предельная эффективность капитала определяется им как отношение ожидаемого дохода, приносимого дополнительной единицей капитального имущества, к цене производства данной единицы.
По мнению Кейнса, по мере насыщения рынка капитальными благами развивается тенденция снижения предельной эф-фективности капитала (прибыльности). Он объясняет это тем, что предельная эффективность капитала в соответствии с теорией предельной производительности труда и ростом восстановитель-ной стоимости находится в обратной зависимости от объема ин-вестиций.
Кейнс связывает снижение предельной эффективности ин-вестиций также с относительным сокращением склонности к по-треблению, так как, когда снижаются темпы роста расходов на потребление и уменьшается прибыль, предприниматели сомне-ваются в целесообразности решений об увеличении инвестиций. Границей предельной эффективности инвестиций, которая, по мнению Кейнса, является самым существенным препятствием к активизации хозяйственной деятельности, выступает норма про-цента.
Предпринимателю, который пользуется кредитом для полу-чения недостающих инвестиций, приходится уменьшать размер своей прибыли и получать только предпринимательский доход. Поэтому изменение величины нормы процента оказывает суще-ственное влияние на прибыльность инвестиций, следовательно, на побуждения к инвестированию и на «эффективный» спрос.
Величина процента характеризует условия предложения ссудного капитала. Кейнс отмечает, что график предельной эф-фективности капитала определяет условия, на которых осуществ-ляется спрос на ссудные капиталы для осуществления новых ин-вестиций, а норма процента определяет условия их предложения.
По мнению Кейнса, величина нормы процента выступает в качестве низшего предела эффективности инвестиций, по-скольку, когда норма прибыли приближается к норме процента, то это делает получение инвестиций менее выгодным и невоз-можным. Уровень прибыльности обратно пропорционален норме процента, так как чем ниже ставка процента, тем выше прибыль-ность и тем выше деловая активность и занятость (норма процента, которая совместима с полной занятостью, называется нейтральной или оптимальной). В противоположном случае, если ставка процента растет, то при прочих равных условиях прибыльность инвестиций падает, уменьшается спрос на средства производства, следовательно, сокращаются производство и занятость.
В связи с этим Кейнс пытается выяснить сущность процента. Но в отличие от своих предшественников, он по-новому трактует данную категорию и вводит понятие «предпочтение ликвидности».
В теории Кейнса процент — это автономный фактор, вели-чина которого определяется взаимодействием спроса и предло-жения на денежные остатки, т.е. не на все сбережения, а только на их денежную часть. Поэтому процент у Кейнса — это чисто денежный феномен, отражающий игру рыночных сил на денеж-ном рынке. В то же время Кейнс считает, что процент — «есть феномен в высшей степени психологический». Собственники соглашаются расставаться с деньгами только в том случае, если они предполагают получить за это вознаграждение.
Кейнс пишет, что деньги обладают особым качеством — ликвидностью, т.е. способностью воплощать «готовую покупа-тельную силу». Поэтому деньги расцениваются как особое благо, как особая форма сохранения доходов и в силу этого деньги становятся объектом спроса, а не просто средством приобретения ценностей.