18 Март 2011

История экономических учений




Однако в реальной действительности, по мнению Кейнса, величина сбережений, направляемая на инвестиции, зависит от действия «психологического закона», в соответствии с которым, по мере роста совокупного дохода, люди увеличивают свое потребление, но в меньшей степени, чем растет доход. В резуль-тате в большей степени увеличивается сберегаемая часть нацио-нального дохода, которая изымается из обращения, и спрос на потребительские товары относительно сокращается. Поэтому, за-ключает Кейнс, склонность к потреблению имеет тенденцию падать, а склонность к сбережению — возрастать. В итоге получается, что потребление растет с ростом дохода, но более медленными темпами, чем сбережения.
В связи с этим Кейнс подчеркивает, что сбережения — это не всегда благо. Преобладание сбережений над потреблением (инвестициями) в доходах населения, сокращая совокупный спрос, не позволяет реализовать всю массу товаров, что, в свою очередь, создает предпосылки для перепроизводства, оказывает депрессирующее влияние на занятость и снижает темпы роста на-ционального дохода.
Для того чтобы показать, как изменяется величина дохода общества, следовательно, и совокупный спрос на потребительские товары в зависимости от изменения инвестиций, Кейнс переходит к рассмотрению теории мультипликатора, которая является составной частью теории рынка и главным аргументом в обосновании необходимости государственного регулирования экономики.
Концепция мультипликатора выступает теорией измерения эффективности использования государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем производства, занятость, доход, рынок предметов потребления.
Мультипликатор — это множитель, это коэффициент, отражающий определенное количественное соотношение между двумя или несколькими переменными экономическими величи-нами, связанными функциональной зависимостью.
Вначале в 1931 г. возникла теория мультипликатора заня-тости. Р.Кан показал, что всякие затраты, вызывая «первичную» занятость, рождают дополнительную покупательную способность со стороны предпринимателей и рабочих, что является источни-ком повышения спроса и «вторичной» занятости и т.д. Но новые расходы составляют только часть добавочных доходов, поэтому «вторичная» занятость меньше первичной, т.е. существует убы-вающая прогрессия. Мультипликатор — это коэффициент, пока-зывающий зависимость занятости от первоначальных инвестиций, и его величина обусловлена долей дохода, расходуемой на каждом этапе.
Кейнс дополняет теорию мультипликатора занятости теорией мультипликатора инвестиций и обосновывает их связь. Мультипликатор занятости определяется как отношение при-роста всей занятости к приросту первичной занятости в отраслях, связанных с инвестициями. Поэтому Кейнс считает, что прирост первичной занятости, вызванный инвестициями в какой-либо от-расли, ведет к кратному увеличению занятости в других отраслях. Мультипликатор инвестиций показывает зависимость дохода и потребительского спроса от объема инвестиций.
Таким образом, Кейнс устанавливает взаимозависимость между доходом и инвестициями, между общей занятостью и за-нятостью, непосредственно связанной с инвестициями. В свою очередь, связь между мультипликаторами занятости и инвестиций состоит в том, что прирост занятости находится в функциональной зависимости от прироста инвестиций, а прирост дохода, в свою очередь, от прироста занятости.
Кейнс изображает действие мультипликатора следующим образом: поскольку все отрасли национального хозяйства взаи-мосвязаны между собой, то увеличение инвестиций в одной из отраслей обусловливает прирост инвестиций в других отраслях и кратное увеличение занятости. Это сопровождается увеличением производимого дохода общества и, как следствие, — повышением расходов на потребление, причем потребительский спрос воз-растает тем больше, чем больше доля расходов на потребление и чем меньше его сберегаемая часть. Повышение потребительского спроса означает, в свою очередь, увеличение емкости рынка, что создает благоприятные условия для роста производства, занятости, доходов общества.
Величину мультипликатора (М) Кейнс связывает с предель-ной склонностью к потреблению (МРС), т.е. с приростом доли расходов, идущих на потребление, по отношению к приросту до-хода. Мультипликатор равен отношению 1 / 1-МРС. В этом случае прирост дохода будет зависеть от новых инвестиций и величины мультипликатора:
Y = I М, или Y = I 1-МРС.
Из формул следует, что мультипликатор находится в прямо пропорциональной зависимости от доли потребления (предельной склонности к потреблению) и в обратно пропорциональной зависимости от доли сбережений (предельной склонности к сбе-режению) в приросте дохода.