18 Март 2011

История экономических учений




Кейнс проблему занятости переносит в теорию рынка, считая, что уровень занятости зависит также от емкости рынка. Он рассматривает занятость как «зависимую» переменную, определяемую изменениями таких «независимых» переменных, как «склонность к потреблению», «предельная эффективность капитала», ставка процента.
ТЕОРИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ. МУЛЬТИПЛИКАТОР
Кейнс анализирует экономическую систему с точки зрения функционирования рыночных отношений. При этом он рассмат-ривает рынок как сферу всеобщей связи воспроизводственного процесса, через которую государство может воздействовать на национальную экономику. Кейнс различает два вида рынков: рынок потребительских товаров и рынок средств производ-ства, и считает, что ключевой проблемой процесса воспроизвод-ства являются емкость рынка, возможность его расширения в соответствии с увеличением предложения товаров.
Кейнс признает, что возможно несовпадение совокупного предложения товаров и совокупного спроса, в результате чего не все товары реализуются. Для достижения равновесного состояния, по его мнению, необходимо увеличение общего объема со-вокупного спроса посредством государственного регулирования, с помощью которого можно обеспечить необходимый эффективный платежеспособный спрос и получение высоких прибылей. В противном случае неэффективный спрос приведет к увеличению безработицы и перепроизводству товаров.
Кейнс выясняет факторы, определяющие емкость рынка потребительских товаров и рынка средств производства. Емкость рынка предметов потребления при неизменной системе распре-деления Кейнс связывает с размером спроса на товары личного потребления, который, в свою очередь, зависит от двух перемен-ных: склонности к потреблению и объема совокупного дохода.
Склонность к потреблению равна доле дохода, идущей на потребление. Она отражает функциональную зависимость между величиной национального дохода (Y), выраженной в единицах заработной платы, и расходами на личное потребление (С) при данном, неизменном уровне дохода. Кейнс выражает функцию потребления следующим образом: С = f (Y). Тенденцию изменения величины потребления при изменении дохода выражает пре-дельная склонность к потреблению (МРС), которая определя-ется как отношение приростных величин: С / Y, и показывает, какая часть дополнительного, предельного дохода направляется на приращение потребления.
Кейнс считает, что склонность к потреблению выступает как самостоятельный фактор, влияющий на объем рынка на потреби-тельские товары, независимо от величины совокупного дохода. При неизменной его величине, но при различной склонности к потреблению, рыночный спрос на предметы потребления разли-чен. При изменении величины дохода склонность к потреблению зависит от субъективных и объективных факторов. Субъективные факторы включают психологические черты человеческой природы, а также общественные привычки (осторожность, пре-дусмотрительность, расчетливость, скупость и пр.) и влияют на величину расходов независимо от размеров индивидуальных до-ходов. Но субъективные факторы не оказывают существенного влияния на размеры потребления, поэтому Кейнс принимает их за «данные». Объективные факторы, наоборот, оказывают суще-ственное влияние на величину склонности к потреблению. К ним Кейнс относит: изменение единицы заработной платы, считая, что существует прямо пропорциональная зависимость между из-менением единицы труда и объемом потребительского спроса; величину чистого дохода; случайные изменения в ценности капи-тала, что влияет на потребление наиболее состоятельных людей; влияние возможного обесценения денег, налогообложения, кото-рое носит конфискационный характер; изменения в налоговой политике; ожидания изменений в будущих уровнях дохода. Ре-шающее значение Кейнс придает изменению единицы заработной платы.
Кейнс анализирует действие и второго фактора, опреде-ляющего размер совокупного спроса на предметы потребле-
ния, — объем совокупного дохода. Для этого он, основываясь на психологии поведения людей, рассматривает функциональную зависимость изменения объема совокупного потребления от из-менения объема совокупного дохода.
Кейнс пишет, что люди подразделяют доход на потребление (С) и сбережение (S), поэтому совокупный спрос (Y) равняется сумме затрат на потребление и сбережение или затрат на потреб-ление и инвестиции (I):
Y = С + S, или Y = С + I.
Следовательно, заключает Кейнс, для достижения равнове-сия в экономике, т.е. эффективного спроса, позволяющего обес-печить достаточную емкость потребительского рынка, необходи-мо, чтобы инвестиции равнялись величине сбережений (I = S). Если инвестиции уменьшаются, то уменьшается и доход, что оз-начает соответствующее уменьшение сбережений и последующее снижение размера инвестиций.