18 Март 2011

История экономических учений




В развитие своей идеи о процессе «дифференциации про-дукта» как о естественной реакции конкурентов на борьбу за по-купателя Э.Чемберлин обосновывает растущее влияние неценовых факторов конкуренции на этот процесс, имея в виду обу-словленное особыми свойствами и индивидуальными особенно-стями качество товара и рекламу.
Реклама оказывает двойственное воздействие на спрос, из-меняя и формируя потребности на рынке. Реклама повышает возможности сбыта товаров независимо от назначаемой цены. До Чемберлина в теоретических построениях неоклассиков спрос принимался как нечто заданное, как экзогенный фактор. В теории «монополистической конкуренции» спрос — параметр рынка, ме-няющийся под воздействием производителя. Формирование спроса связано с издержками сбыта, не менее важными, чем из-держки производства. Издержки сбыта включают в себя затраты на перевозку, сортировку, упаковку, хранение, рекламу, доставку товаров, гарантийное обслуживание и т.д. Поэтому цены должны включать в себя как издержки производства, так и издержки сбыта.
При помощи концепции «монополистической конкуренции» Чемберлин дает новое объяснение механизму ценообразования на рынках. Монополизация рынка со стороны продавца приводит к нарушению равновесной цены в сторону ее повышения. Диф-ференцируя продукт, предприниматель получает возможность увеличивать свой доход через ограничение предложения и повы-шение цен.
В масштабах всего общества переход к состоянию монопо-листической конкуренции ведет к росту цен, снижению выпус-каемых объемов продукции, росту безработицы. Постоянным становится феномен избытка мощностей — появляются недог-руженные производственные мощности. Выпуск продукции можно было бы увеличить, но для соответствующего увеличения сбыта потребовалось бы понизить цены. Однако Чемберлин особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.
Однако у «монополистической конкуренции» есть и пози-тивные моменты, проявляющиеся в улучшении качества продук-ции, обслуживания потребителей, росте номенклатуры выпус-каемых товаров. Факторы «неценовой» конкуренции побуждают фирмы искать новые «ниши» потребностей покупателей, поэтому отрицательные последствия «монополистической конкуренции» выступают как неизбежная плата за дифференцированное по-требление. Таким образом, на основе своего учения о дифферен-циации продукта Чемберлин предлагает новое объяснение де-прессивной экономики 30-х годов ХХ в.
Учитывая, что дифференциация продукта может быть ис-кусственна, недобросовестна, т.е. связана с реальным изменением качества товара, Чемберлин предлагает целую систему мер по борьбе со злоупотреблениями торговой маркой, контроля за рек-ламой, защитой прав потребителей. Но в целом процесс диффе-ренциации связан с удовлетворением разнообразных вкусов, по-требностей людей, поэтому вполне оправдан, хотя действия мо-нополий должны быть поставлены под контроль.
Теория Чемберлина знаменательна тем, что в ней отражены важнейшие изменения рыночного механизма, характерные для высокоразвитой экономики. Так, в сущности, был опровергнут принцип неоклассической теории о противопоставлении моделей «чистой конкуренции» и «чистой монополии», выдвинут тезис об их синтезе в форме «монополистической конкуренции». Также был поставлен под сомнение принцип совершенного «суверени-тета потребителей». Чемберлин признавал возможность созна-тельного формирования спроса монополистами, включив в анализ феномен манипулирования потребительскими предпочтениями. Он показал, что конкуренция по ценам замещается соревнованием по качеству товаров и обслуживанию потребителей.
Вместе с тем правильно отмечая, что разумно дифференци-рованный продукт имеет большую стоимость, Чемберлин делал неверный вывод, согласно которому едва ли не единственным ис-точником прибылей монополиста является лучшее удовлетворе-ние потребностей населения. Недогрузка мощностей, безработица, рост цен и другие кризисные феномены выступают в данной теории как неизбежная плата за дифференцированное потребление, удовлетворение самых разнообразных вкусов, желаний.
Книга Э.Чемберлина оказала на западную экономическую мысль весьма заметное влияние. Автор «Теории монополистиче-ской конкуренции» представил интерпретацию рыночных струк-тур, которые ранее не анализировались в рамках прежней теории совершенной конкуренции. Его усилиями была создана новая модель цены для условий монополистической конкуренции, яв-ляющаяся существенным дополнением теории А.Маршалла.