18 Март 2011

История экономических учений




Научная деятельность Смита начинается в период мануфак-турного производства и затрагивает этап промышленного пере-ворота, который в Англии длился с 60-х годов ХVIII в. по первые десятилетия ХIХ в.
Объективные, исторические предпосылки возникновения теории производства и распределения Смита связаны с тем, что развитие промышленного производства обусловило изменение роли торговли, выдвинуло на первое место промышленника и сделало несостоятельной протекционистскую политику, регла-ментирующую производство и сдерживающую технический про-гресс. Это предопределило появление новых экономических про-блем и вызвало необходимость переоценки существующих взгля-дов и теорий. Кроме того, требовалось теоретическое обоснование прогрессивности товарного хозяйства, основанного на более производительном промышленном труде.
Основным трудом Смита является «Исследование о приро-де и причинах богатства народов» (1776 г.), в котором впервые научное объяснение получило функционирование рыночного хо-зяйства.
Предметом и главной задачей политической экономии, по мнению Смита, являются увеличение богатства и могущества ка-ждой страны, выбор для этого наиболее подходящих средств, пу-тей экономического развития. Но, в отличие от меркантилистов, для Смита богатство — это не деньги, а материальные ресурсы, которые составляют годичный труд каждого народа. Сущностью и источником богатства является труд, а основной сферой приложе-ния капитала — сфера производства.
Философской основой мировоззрения Смита является ма-териализм, который позволил ему теоретически обобщить ре-альную практику товарного производства и перейти от проблем свободного мелкого предпринимательства, эквивалентности к вопросам создания, распределения и присвоения прибавочной стоимости, рассмотреть капитал как систему.
Смит высказал идею объективности экономического за-кона, но ввел его понятие в форме «невидимой руки», которая направляет людей к наилучшим результатам, выгоде.
Центральное место в методологии Смита занимает концеп-ция экономического либерализма, которая основывается на идеях «естественного порядка» и «экономического человека».
Смит считал, что исходным пунктом развития общества яв-ляется «экономический человек» с его естественной свободой и личными интересами, поскольку «то, что представляется разум-ным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может ока-заться неразумным для всего королевства». В связи с этим он осуществляет исследование общества на основе анализа мотивов, стимулов к хозяйственной деятельности, побуждающих человека к поиску своей выгоды.
Естественный порядок — это рыночные отношения, в ус-ловиях которых экономический человек основывает свое поведе-ние на личном, частном, корыстном интересе и сумма частных интересов образует интересы общества. Именно естественный порядок, по мнению Смита, предоставляет возможность эконо-мическому человеку заниматься торговлей и производством, ис-ходя из его корыстного интереса разбогатеть или добиться власти. В результате экономический порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие, как отдельного человека, так и общества в целом.
Для обеспечения естественного порядка, по мнению Смита, необходимо создание «системы естественной свободы» (laisser faire), которой является рыночный механизм хозяйствования.
Основой свободы выступает право экономического человека на собственность (капитал, имущество, труд и т.д.). Только в этом случае человек становится независимым, свободным в выборе своей деятельности и заинтересован в увеличении собственности с помощью производительного труда.
Однако, чтобы «система естественной свободы» функцио-нировала, необходимо обеспечение свободы для конкуренции. Рынок, отмечает Смит, будет насыщен необходимыми товарами по возможно низкой цене, и будут обеспечены занятость и рост благосостояния, если производители и торговцы будут соперни-чать без привилегий и монополии. Монополия на внутреннем рынке приносит наибольшую выгоду купцам и мануфактуристам, но она разрушает конкуренцию, так как позволяет получать больше не в результате производительного труда, а вследствие привилегированного положения на рынке.
Регламентирующая деятельность государства, считает Смит, также является преградой для функционирования «естественного порядка». Ограничения нарушают «естественное и наиболее вы-годное распределение капитала», которое возможно достичь в условиях рынка. Смит показывает, что «частные интересы и стремления людей естественно заставляют их делить и распреде-лять капитал любого общества среди различных занятий, сущест-вующих в нем, по возможности в точном соответствии с тем, что наиболее совпадает с интересами всего общества в целом».