18 Март 2011

История экономических учений




Капитализм, оставаясь экономически эффективным, гибнет, по мнению Шумпетера, вследствие ряда имманентных капитали-стическому процессу факторов. Технический прогресс и иннова-ции все в большей степени становятся уделом специалистов-менеджеров, организованных в команды. Функции предпринима-теля институционализируются, предприимчивость и риск отсту-пают на второй план. Это подрывает значение предприниматель-ства, а, следовательно, и самого капиталистического строя, бази-рующегося на нем. Акционерная форма собственности повсеме-стно теснит частную собственность, искажая мотивы хозяйство-вания. Интересы акционеров перемещаются из материального производства в область функционирования фиктивного капитала, фондовых бирж, ценных бумаг. Регулирование экономической жизни все сильнее концентрируется в руках «социального» госу-дарства.
Процесс разложения капитализма сопровождается появле-нием социалистической цивилизации. В трактовке Шумпетера, социализм — это институциональная модель, в которой контроль над важнейшими средствами производства и круп-ной промышленностью находится в руках центральной вла-сти. Остальная часть экономической системы регулируется на основе рыночного механизма, динамики спроса и предложения.
Шумпетер оставил глубокий след в истории экономической мысли.
Заслуга его заключается в разработке комплексной теории динамики развития экономической системы. Данная теория впо-следствии послужила основой для разработки и проведения спе-циальной инновационной политики на уровне отдельных фирм и в рамках национальных экономик как основополагающего элемента политики экономического роста.
ТЕОРИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ Э.ЧЕМБЕРЛИНА
Анализ новой рыночной конъюнктуры был дан профессором Гарвардского университет американцем Эдвардом Чемберлином (1899-1967) в его работе «Теория монополистической кон-куренции. Реориентация теория стоимости» (1933). Э.Чембер-
лин — уроженец штата Вашингтон (США). В 1921 г. он закончил университет Айовы. Через год получил степень магистра. Вся по-следующая деятельность связана с преподаванием в университете Гарварда, где он в 1939-1943 был избран главой отделения эко-номической теории, включавшего в свой состав таких известных ученых, как В.Леонтьев, Э.Хансен, Й.Шумпетер и др. В 1965 г. был избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации.
Э.Чемберлин осознавал, что идиллическая абстракция со-вершенной конкуренции уже не отвечает реальности, неокласси-ческая доктрина нуждается в серьезном уточнении.
Основные категории Чемберлина таковы:
» «чистая конкуренция» — это такая ситуация на рынке, когда число продавцов и покупателей настолько велико, что никто не имеет возможности контролировать цену;
» «чистая монополия» — такое состояние рынка, при ко-тором однородный продукт производится и продается одной фирмой, что дает возможность производителям полностью дик-товать цены.
Традиционная неоклассическая доктрина рассматривала конкуренцию и монополию как взаимоисключающие понятия. Чемберлин подчеркнул, что в реальной жизни более типичен синтез этих двух начал — монополии и конкуренции в виде «мо-нополистической конкуренции».
Монополистическая конкуренция в работе Э.Чемберли-
на — это рыночная структура, в которой:
1. число продавцов достаточно велико, каждая фирма дей-ствует независимо, не принимая во внимание эффект, который окажут ее действия на поведение соперников;
2. продукт качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов;
3. вход на рынок производителей близких групп товаров-субститутов не ограничен, поэтому на рынке существует большое число взаимозаменяемых товаров.
Главным условием овладения рынком является, по мнению Э.Чемберлина, контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается дифференциацией продукта — наличием у товара какого-либо отличительного признака.
В этом случае монополия связана с дифференциацией про-дукта, т.е. контролем продавцов над специфическим видом или сортом товара. Этот контроль осуществляют не только крупные, но многие мелкие продавцы при двух условиях: первое условие заключается в том, что товары данного вида, созданные разными производителями, отличаются качеством, цветом, стилем, формой и др. Второе условие — это характер торгового учреждения, т.е. его фирменный знак, фабричная марка, своеобразие упаковки, репутация, условия продажи, местоположение, вплоть до внешнего вида продавца.
Следствием является отсутствие единого рынка: он разбива-ется на множество относительно обособленных рынков со своими ценами, продуктами, услугами. Но дифференциация товаров и рынков не абсолютна: в той мере, в какой товары являются суб-ститутами, т.е. взаимозаменяемы, реальна конкуренция. Сущест-вование субститутов, хотя и не полных, ограничивает возможно-сти каждого монополиста повышать цены, чтобы получить при-быль. Таким образом, предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец товара или услуг формирует свой круг покупа-телей (микрорынок), на котором он выступает как монополист, обладающий контролем над ценой, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны товаров-заменителей. При достижении определенного уровня дифференциации продукта, каждый про-давец становится монополистом, но в то же время и субъектом конкуренции более или менее совершенных субститутов. Налицо, как уже отмечалось своеобразное сочетание монополии и конку-ренции: первая связана с контролем над «дифференцированным продуктом», вторая — с наличием «субститутов», заменителей. Такова, по Чемберлину, суть «монополистической конкуренции».