18 Март 2011

История экономических учений




Шумпетер является одним из основателей «капиталотвор-ческой» или «производительной» теории кредита, приписы-вающей ему функции создателя, творца капитала и главного дви-гателя экономического развития общества. Он пересматривает базовое положение неоклассической теории о «нейтральности» денег в экономике и утверждает, что изменение количества денег в обращении, возникающее посредством кредита, активно влияет на реальные параметры производства. По мнению Шумпетера, существует определенная схема передачи денежных «импульсов» в производственный сектор. Новаторы, получив денежные сред-ства, перехватывают ресурсы и факторы производства у менее эффективных производителей. Это вызывает повышение цен, в первую очередь, на средства производства и предопределяет на-чало перестройки всего хозяйственного механизма, так как вне-дрение инновации позволяет повышать производительность труда. Рост цен прекращается по мере увеличения объема реального производства, совершенствования его структуры.
Шумпетер делает вывод, что кредит не просто увеличивает массу денег, а качественно улучшает производственный потенциал общества, направляя ресурсы в руки предпринимателей-новаторов, обеспечивающих экономическую динамику. Платой за предоставление денег является процент.
Шумпетеру также принадлежит приоритет в разработке теории эффективной конкуренции. Рыночный механизм рас-сматривается как плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на нововведениях. Ученый подчер-кивает, что в реальности на рынках существует «гибрид» моделей «чистой монополии» и «чистой конкуренции». С одной стороны, стремление завоевать монопольные позиции является основным стимулом конкуренции, а с другой, монополистическая власть подстегивает конкуренцию, так как отрасли, получающие моно-польную прибыль, привлекают других производителей. Следова-тельно, монополия становится мощным стимулом обострения конкуренции. Вместе с тем Шумпетер отмечает, что конкуренция не всегда эффективна. Часто она носит расточительный характер, сопровождается нецелесообразным использованием ресурсов, деформацией спроса.
Шумпетер осуществляет анализ монополии и конкуренции с точки зрения динамики экономических процессов, что противо-стоит неоклассической теории, традиционно рассматривающей функционирование рынка лишь через призму статической эффек-тивности, т.е. способности экономики обеспечивать потребителям наиболее полное удовлетворение спроса за счет имеющихся ресурсов.
Шумпетер разрабатывает новый критерий оценки эф-фективности экономики — способность увеличивать удовле-творение потребительского спроса за счет введения иннова-ций, т.е. с точки зрения увеличения эффективности, приходящейся на единицу используемых ресурсов.
Нововведения образуют стержень конкуренции нового типа, которая динамизирует экономические процессы, являясь процес-сом «творческого разрушения» равновесных ситуаций, ускорения изменения самих условий формирования издержек производства, цен, качества товаров.
Динамическую конкуренцию, основанную на снижении из-держек производства и повышении качества продукции за счет нововведений, Шумпетер называет эффективной конкуренцией, которая является мощным стимулом расширения объемов произ-водства, роста производительности труда, снижения цен, расши-рения ассортимента выпускаемой продукции.
Наилучшие условия для осуществления конкуренции нового типа, по мнению ученого, создают монополии, которые являются крупными корпорациями, сосредотачивающими в своих руках огромные ресурсы, поскольку выступают в качестве носителей технического прогресса.
В связи с этим Шумпетер анализирует изменение условия возникновения монополии. На ранних этапах монопольная при-быль базировалась на особых правах и привилегиях, предостав-ленных властями, или на исключительной собственности на де-фицитные ресурсы и невоспроизводимые блага. Теперь она явля-ется результатом внедрения нововведений, вознаграждением за техническое и организаторское новаторство.
Монополию, обоснованную на нововведениях, Шумпетер называет «эффективной монополией». С ней несовместимы за-стой, регресс, эксплуатация покупателей посредством цен.
Придавая приоритетное значение созданию условий для ин-новационного прогресса, Шумпетер оправдывает любую степень монополизации, если она стимулирует технический прогресс, от-вергает возможность длительной монополистической деформации процессов конкуренции.
Логически завершая теорию развития капитализма, Шумпетер выступает с идеей самоотрицания, «умирания» капитализма, понимаемого весьма узко, как частнопредпринимательская система классического типа, основанная на средней и мелкой собственно-сти.