18 Март 2011

История экономических учений




Основные направления «Нового курса» были таковы:
1) Оздоровление банковской и финансовой систем. В марте 1933 г. были закрыты все банки, что позволило прекратить обмен банкнот на золото. В этот период была проведена деваль-вация доллара, что уменьшило задолженность предпринимателей правительству и усилило экспортные возможности страны.
В ходе реформы около 40% старых банков было ликвидиро-вано. Действующим банкам был предоставлен кредит, активизи-ровавший их деятельность. Кроме того, государство ввело стра-хование вкладов, что способствовало повышению устойчивости банков, снизило волну финансовых спекуляций.
2) Восстановление промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности. Предпринимателям всех отраслей предлагалось добровольно объединяться в союзы, принимать «кодексы честной кон-куренции». В соответствии с разработанными правилами пред-приятия, входящие в одну отрасль, должны были строго соблю-дать установленные объемы производства, оплату труда, про-должительность рабочей недели. Вся промышленность была раз-делена на 17 групп, в каждой группе между предприятиями рас-пределялись рынки сбыта. Действием кодексов было охвачено 99% промышленности и торговли. Кроме того, осуществлялась фиксация цен — устанавливался уровень цен на товары, ниже ко-торого они опускаться не могли.
3) Организация общественных работ. Целью реализации этого направления было создание новых рабочих мест и устране-ние безработицы. Рабочие места создавались в сфере муници-пального хозяйства, строительства дорог, мостов, аэропортов и т.п. Всего на общественных работах к началу 1934 г. было занято 5 млн. человек, получавших бесплатное питание, жилье и по 1 доллару в день в качестве оплаты. Источником финансирования организации и проведения общественных работ явились преду-смотренные законом о восстановлении промышленности специ-альные налоги, взимаемые с промышленных и торговых пред-приятий.
4) Восстановление сельского хозяйства. Весной 1933 г. был принят закон о регулировании сельского хозяйства. Для пре-одоления кризиса перепроизводства государство скупало земли у фермеров и оставляло их неиспользованными; выплачивало пре-мии за сокращение поголовья скота, посевов; предоставляло фермерам кредиты.
5) Совершенствование социальных отношений. В
1935 г. был принят закон о трудовых отношениях, вошедший в историю как закон Вагнера (по имени его автора — сенатора Р.Вагнера). В соответствии с ним рабочим разрешалось создавать профсоюзы, а администрации — запрещалось вмешиваться во внутренние дела профсоюзных организаций. Годом позже был принят закон о социальном обеспечении, согласно которому вво-дилась пенсия по старости (с 65 лет) и пособия по безработице. Спустя два года был принят закон, регламентирующий продол-жительность рабочей недели, запрещавший детский труд и опре-делявший пределы максимальной и минимальной оплаты труда на предприятиях федерального уровня.
Реализация «Нового курса» Ф.Рузвельта позволила остано-вить падение экономики и начать ее медленное восстановление. Государство, используя административные методы регулирования, осуществляло вариант «социального контроля» над экономикой, контроля над бизнесом в общественных интересах. Не случайно Митчелл стал одним из организаторов Комитета национальных ресурсов США, предполагая превратить его в центральный орган государственного регулирования экономики; Коммонс активно сотрудничал с Американской федерацией труда и администрацией президента, разрабатывая пакет социальных законов, а близкие к институционалистам А.Берль и Р.Тагвелл вошли в «мозговой трест» президента Ф.Рузвельта, воплощая на практике идею административного капитализма, упорядочения конкурентной борьбы, поддержания социального мира на основе «коллективных договоров», формирования крупных корпораций, способных в условиях кризиса смягчать остроту депрессии и придавать устойчивость экономике.
Контрольные вопросы к теме №5:
1) Как трактовался предмет экономической науки в рамках ис-торической школы?
2) В чем сущность теории производительных сил Ф.Листа?
3) В чем сущность «воспитательного протенционизма» Ф.Листа?
4) Каково содержание закона возрастающей роли государства А.Вагнера?
5) В чем особенности методологии исторической школы?
6) Каково содержание теорий «стадий экономического разви-тия», разработанных представителями исторической школы?
7) Какие элементы определяют организацию хозяйства по Шмёллеру?
8) Каковы основные направления реформирования экономики в программе катедер-социалистов?