18 Март 2011

История экономических учений




2. В чем состоит функциональная роль метода и методологии курса?
3. Назовите наиболее важные принципы исследования, ис-пользуемые в истории экономических учений?
4. Охарактеризуйте приемы исследования.
5. Какие функции выполняет история экономических учений?
6. Выделите периоды развития курса история экономических учений.

ТЕМА 2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА
ЛЕКЦИЯ 2. А.СМИТ. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ О ТОВАРНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Основные понятия:
классическая школа; этапы развития; экономический либерализм; «невидимая рука»; экономический человек; ес-тественный порядок; разделение труда; потребительная стоимость; меновая стоимость; стоимость товара; естествен-ная цена; рыночная цена; капитал; заработная плата; при-быль; рента; издержки производства; принципы налогооб-ложения.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
В ХVII в. необходимость в теоретическом анализе функцио-нирования механизма товарно-денежных отношений, исследова-нии условий и экономических законов развития рыночного хо-зяйства, формировании соответствующего понятийного аппарата предопределили эволюцию экономической мысли и возникнове-ние новой школы — классической политической экономии, которая выступила с обоснованием идей экономического либера-лизма, предполагающего невмешательство государства в эконо-мическую жизнь, неограниченную свободу конкуренции пред-принимателей.
С возникновением классической школы экономическая тео-рия приобретает статус научной дисциплины с названием поли-тическая экономия.
Школа носит название «классической» за подлинно науч-ный характер ее концептуальных построений и методологии ис-следования, за объективный анализ закономерностей развития товарного хозяйства и включение в объект исследований сферы производства.
К достоинствам данной школы необходимо отнести сле-дующее:
» экономическая мысль развивалась на более зрелой ме-тодологической основе. Классиками были обоснованы и исполь-зованы общефилософские, специальные способы и приемы ис-следования;
» анализ был перенесен в сферу производства и исследо-вался механизм функционирования простого товарного и рыноч-ного хозяйства;
» сформировался категориальный аппарат экономической науки;
» определились функциональная роль, предмет и объект политической экономии;
» были выведены объективные экономические законы, определились механизмы их познания и использования;
» при анализе в качестве исходной использовалась кате-гория стоимости, была создана трудовая теория стоимости.
Классическая школа возникла в Англии и Франции в конце ХVII — начале ХVIII вв. и в своем развитии прошла четыре этапа.
» Первый этап становления классической школы (ко-нец ХVII — начало ХVIII вв.) включает разработки У.Петти, П.Буагильбера, школы физиократов, которые выступили с аргу-ментированной критикой меркантилизма, занялись поиском бо-гатства в сфере производства, исследованием функционирования простого товарного хозяйства и выдвинули трудовую теорию стоимости;
» Второй этап развития классической школы (по-следняя треть ХVIII в.) связан с произведениями А.Смита, который занялся разработкой проблем воспроизводства и экономических законов функционирования рыночного хозяйства, сформировал категориальный аппарат политической экономии, заложил основы современной микроэкономики, макроэкономики и интерэко-номики;
» Третий этап эволюции классической школы (первая пол. ХIХ в.) включает разработки последователей А.Смита, кото-рые занялись переосмыслением и обогащением его идей, иссле-дованием многообразных проблем функционирования рыночной экономики. Среди них: французы Ж.Сэй, Ф.Бастиа, С.Сисмонди, англичане Д.Рикардо, Т.Мальтус, Н.Сениор, американец Г.Кэри и др.
» Четвертый, завершающий этап развития классиче-ской школы (ХIХ в.) охватывает разработки Дж.С.Милля, завер-шившего теоретическое обобщение проблем формирования по-нятийного аппарата экономической науки.
А.СМИТ. МЕТОДОЛОГИЯ
Адам Смит (1723-1790) является центральной фигурой классической школы. Он родился в Шотландии в семье таможен-ного чиновника и был энциклопедически образованным челове-ком. Смит с 14 лет обучался в университете Глазго, затем в течение шести лет — в Оксфордском университете. Впоследствии он получил звание профессора философии, преподавал риторику, литературу, логику, нравственную философию. Последние че-тырнадцать лет Смит проработал таможенным чиновником.
Роль Смита в истории экономической мысли определяется тем, что он обобщил, упорядочил экономические взгляды своих предшественников и развил их. В результате политическая эко-номия приобрела характер науки, стала системой экономических знаний. Его фундаментальные теоретико-методологические раз-работки позволили обосновать экономическую политику многих государств и определить направления научного поиска для не-скольких поколений ученых-экономистов.