18 Март 2011

История экономических учений




Зомбарт отмечал, что эволюция хозяйственной системы яв-ляется многофакторным процессом, интегральным результатом взаимодействия всех подсистем. Фактором, играющим роль дви-жущих сил в развитии общества, является, по его мнению, мен-тальный, социально-психологический уровень или «хозяйствен-ный дух», в котором при капитализме выделяются две состав-ляющие: «дух предпринимательства» и «бюргерский дух». Дух предпринимательства лежит в основе динамической модели капитализма и характеризуется готовностью к риску, богат-ством идей, умением комбинировать факторы производства и сбывать товары. Бюргерский дух определяет консервативную модель капитализма и включает в себя бережливость, расчетливость, умеренность и т.д.
Смена хозяйственных эпох происходит при количественном изменении соотношения отдельных элементов «хозяйственного духа», перегруппировки его частей. Живыми носителями «капи-талистического духа» Зомбарт считал евреев. Благодаря нацио-нальной религии — иудаизму, евреи сразу воспитываются в духе рационализма, бережливости.
Рассматривая перспективы экономического развития, Зом-барт выдвинул «теорию социального плюрализма», характери-зующую хозяйственную эпоху, как взаимопереплетение различ-ных форм хозяйствования: частного производства (высококон-центрированного, мелкого, среднего), государственного сектора, кооперативного уклада. В результате возникает «смешанное об-щество», сочетающее рыночную экономику с элементами орга-низованности, планомерности. Рост организованных начал Зом-барт связывал с «рационализаторской деятельностью» крупных компаний, усилением воздействия государства, в результате чего должно происходить сглаживание циклических колебаний, пре-одоление кризисов, безработицы. Капитализм становится управ-ляемым, регулируемым. Теория «социального плюрализма» легла в основу теории смешанной экономики, которая обосновывала возможность эволюционного прогресса капитализма.
В.Зомбарт в 1934 г. в работе «Немецкий социализм» рас-сматривал дальнейшую эволюцию рыночной системы в постка-питалистическое общество. Он формулировал социальный идеал для Германии в виде «государственного социализма», который у него равнозначен «плановому», или «организованному», капита-лизму.
Теоретическим ядром зомбартовской модели была идея со-циального нормативизма, т.е. государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Социализм, по Зомбарту, возникает, когда в обществе устанавливаются определенные нормы поведения людей, ограничивающие свободную деятельность отдельных лиц. Социальные нормы могут выступать в форме хозяйственного за-конодательства, различных политических, правовых и моральных ограничений.
В сфере хозяйственного управления главным в модели «не-мецкого социализма» выступает принцип фюрерства, который в промышленности выглядит в виде иерархии: рабочий — мас-
тер — директор — наблюдательный совет. Этот принцип помогает преодолеть анархию, обуздать стихийные силы и ввести плановое хозяйство.
Особое значение в системе государственного регулирования Зомбарт отводил регулированию социальных отношений между рабочими и предпринимателями в форме трудового законода-тельства, тарифных соглашений, контроля за условиями труда. Оздоровление общества он связывал с ограничением крупного производства, содействием крестьянству и мелким производите-лям, что должно было привести к депролетаризации населения. В последующем многие элементы данной модели — корпоративное государство, осуществляющее планирование национальной эко-номики, жесткая централизация управления, строгая иерархия и сословное деление — были восприняты германским фашизмом и стали частью его экономической политики.
М.Вебер и В.Зомбарт сыграли огромную роль в развитии экономической мысли. Они одними из первых предприняли по-пытку дать определение категории «экономическая система» и создать теоретическую модель различных типов «смешанной экономики». Теория экономических систем призвана была стать настоящей экономической праксеологией, т.е. формулировать общие правила рационального выбора в сфере экономического механизма. Были созданы концептуальные рамки сравнительного анализа, выявления специфических особенностей институцио-нальной структуры и форм организации реальных экономических систем, приведшие затем к возникновению нового раздела в эко-номической науке — компаративистике.
Таким образом, историческое направление в различных на-циональных вариантах стремилось преодолеть тот тупик, в кото-ром оказалась экономическая наука в конце XIX в., выработать более реалистичные подходы к анализу рыночной экономики. Концепции исторической школы представляли собой попытку найти ответы на важнейшие вопросы, поставленные практикой Методология, и традиции исторической школы оказали огромное влияние на дальнейшую эволюцию политэкономии, прежде всего на формирование институционального и неолиберального на-правлений.