18 Март 2011

История экономических учений




3. исследование фаз и этапов развития общества.
Борьба методологий противопоставила теоретиков, стре-мившихся открывать общие «естественные» экономические законы и историков, занимавшихся изучением конкретных особенностей экономических систем. Представители исторической школы исходили из того, что экономические законы не следует отожест-влять с «естественными» природными законами, действие которых носит стабильный характер вследствие функционирования заранее известных компонентов. Они указывали на зависимость результатов экономических процессов от многообразных неэко-номических факторов, т.е. факторов социальной среды, важней-шими из которых являются: своеобразие исторического развития нации, ее менталитет, особенности национальной психологии, религии, культуры, географического положения и т.д.
В отличие от старой, молодая историческая школа не отри-цала наличие общих экономических законов, но утверждала, что эти законы должны быть открыты на основе сбора эмпирического материала, наблюдений, индукции.
Молодая историческая школа поставила перед собой задачу создания «реалистической» экономической теории, объясняющей с помощью исторического метода организацию экономической жизни каждой нации.
Карл Бюхер (1847-1930) в монографии «Возникновение на-родного хозяйства» (1983), выдержавшей множество переизданий, предложил свою схему ступеней экономического развития стран Западной и Средней Европы в зависимости от длины пути, проходимого продуктом от производителя до потребителя:
» ступени замкнутого домашнего хозяйства, где предметы потребляются в том же хозяйстве, в котором произве-дены;
» ступени городского хозяйства, где произведенные предметы непосредственно поступают в потребляющее хозяйство;
» ступени народного хозяйства, где предметы проходят ряд опосредующих звеньев, прежде чем дойти до потребителя.
С удлинением пути обмена развиваются новые формы промышленности — от работы на себя и на заказ к городскому ремеслу и далее к кустарной промышленности и фабричному производству. Две последние формы промышленности соот-ветствуют ступени народного хозяйства.
Народное хозяйство, по мнению Шмёллера, — это единое целое, система, образованная из взаимосвязанных элементов. Принцип системности, выдвинутый молодой исторической шко-лой, означал, что общество должно рассматриваться как много-уровневый, состоящий из различных подсистем, целостный орга-низм. Специфика подхода историков состояла также в том, что их привлекал, прежде всего, анализ структурного разреза экономи-ческой системы: социальный, отраслевой, секторальный.
Молодая историческая школа акцентировала внимание на изучении общественной психологии при анализе экономических процессов и явлений. Поэтому сторонники исторической школы выступили против маржиналистской концепции «экономического человека». Они указывали, что поведение человека не должно рассматриваться изолированно от социальной среды, обществен-ных отношений. Утверждалось, что человек — социальное суще-ство.
В качестве главной силы развития общества признавали со-циальную психологию народа, народный характер, ментальность. Конкретные экономические явления, такие как формы собствен-ности, финансовая и кредитная система, деньги и т.д., по мнению ее представителей, это отражение и материализация социальной психологии данной нации.
Шмёллер разработал теорию организации хозяйства, объ-ектом исследования которой являются те реальные формы, в ко-торых вы ступают экономические отношения и осуществляется социальное взаимодействие людей, т.е. хозяйственный механизм. Эта система организации экономической жизни, способ сущест-вования и развития экономики определенного общества включала в себя формы производства, распределения, обмена, потребления, а также юридические нормы, обычаи, мотивы, стимулы, полити-ческие факторы. Такая совокупность элементов образует опреде-ленный тип экономики.
Важным следствием применения исторического и системного метода в экономике стало расширение границ ее исследования. Историки считали необходимым рассматривать экономическую систему с широких позиций «культурологии» — науки об обще-стве: для них характерной была попытка создания и разработки целостной теории социальной системы на основе междисципли-нарного подхода.
Рынок в их теории представляется как социальный институт, функционирование которого отражает особенности эконо-мической системы в целом. В связи с этим формирование потре-бительских предпочтений и рыночного спроса — это социальные процессы, отражающие характер распределительных отношений, социальные привычки, влияние окружения.