18 Март 2011

История экономических учений




Лист, отражая интересы немецких промышленников, вы-двинул широкую программу преобразования экономики Герма-нии. Он боролся за создание централизованного государства, требовал ликвидации раздробленности немецких земель, показы-вал необходимость развития внутреннего рынка на основе разви-тия промышленности, сельского хозяйства, торговли. В 1819 г. он организовал «торгово-промышленный союз», главной задачей которого была борьба за единство Германии. В период своей парламентской деятельности (1819) предложил широкую про-грамму демократических реформ, связанных с устранением та-моженных барьеров внутри страны, либерализацией внутренней торговли.
В 1825 г., эмигрировав в Америку, он разработал экономи-ческую программу подъема экономики, основанную на идеях «воспитательного протекционизма», поскольку развитие амери-канской промышленности также требовало защиты от английской конкуренции.
В 1832 г., став консулом США в Лейпциге, он основал ак-ционерное общество по строительству одной из первых железных дорог в Германии Лейпциг — Дрезден. В развитии транспорта, особенно железных дорог, он видел важнейшее средство эконо-мического прогресса с точки зрения индустриализации стран, расширения промышленного потенциала и развития внутреннего рынка. Все стремления Листа были направлены на создание крупной промышленности как основы независимости и могуще-ства Германии.
Идеи Листа сохранили свое значение и в наши дни. Их ори-гинальность и научная новизна состоит в глубокой разработке проблем препятствий и стимулов экономического роста разви-вающихся стран. Теории «производительных сил» и «воспита-тельного протекционизма» наметили пути ликвидации экономи-ческой отсталости стран в силу особенностей их исторического и экономического развития. Многие идеи Листа получили даль-нейшее развитие в работах представителей исторической школы в Германии.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НЕМЕЦКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Историческая школа — это немецкое явление, отразившее специфику социально-экономического развития страны. Ее воз-никновение в рамках экономической науки связано с целым ком-плексом объективных причин.
Конец первой половины XIX в., когда историческая школа вышла на авансцену, представлял собой переломный период в истории Германии. По уровню экономического развития страна значительно отставала от своих соперников — Англии и Франции. Лишь в 40 — 60-е гг. начался промышленный переворот, приведший к быстрой индустриализации страны. Развитие ры-ночного хозяйства значительно ускорилось после франко-прусской войны в результате получения Германией многомилли-онной контрибуции и присоединения промышленно развитых территорий Эльзаса и Лотарингии.
Вместе с тем стала проявляться тенденция к торможению экономического роста из-за периодически повторяющихся кризи-сов, увеличения безработицы, монополизации, роста имущест-венного неравенства. Сформировались массовые организации ра-бочих — профсоюзы, единая социал-демократическая партия.
В этих условиях в 40-е годы в Германии возникла историче-ская школа, которая в своем развитии прошла два этапа. Разли-чают «старую» (40 -60-е годы XIX в.) и «новую» (70-е годы XIX в. — 20-е годы XX в.) исторические школы.
«Старая» историческая школа основной упор делала на кри-тике предшествовавших ей теорий и разработке новых методоло-гических подходов к исследованию рыночной экономики. Осно-вателями ее были Вильгельм Георг Фридрих Рошер (1817-1894), Бруно Гилъдебранд (1812-1878), Карл Книс (1821-1898).
Историческая школа свое название получила от метода, ко-торый ее представители пытались ввести в экономическую науку в противоположность традиционной методологии исследования. Принцип историзма требовал изучения всякого экономического явления в генезисе, развитии, с учетом многообразных факторов, влияющих на хозяйственную жизнь. Введение данного принципа составило целую эпоху в постижении сущности и закономерностей рыночной экономики. Глубокий исторический анализ стал выступать как необходимая предпосылка разработки и проведения научно-обоснованной государственной политики.
В 1843 г. вышла небольшая работа В.Рошера под названием «Очерк политической экономии с точки зрения исторического метода». Этот момент принято считать началом возникновения исторической школы. В 1848 г. Б.Гильдебранд издал свой труд «Политическая экономия настоящего и будущего», в 1853 г. К.Книс опубликовал работу «Политическая экономия с точки зрения исторического метода».
Основное расхождение между исторической и классической школами было связано с вопросом о предмете политической эко-номии. Предметом исследования историков стало «нацио-нальное хозяйство», историческое развитие нации, т.е. ре-альные экономические отношения в их страновой и истори-ческой определенности.