18 Март 2011

История экономических учений




Кларк обращает внимание, что экономическая система в любой момент способна перейти из статического состояния в ди-намическое. Причиной может быть технический прогресс, который деформирует механизм закона убывающей производительности. Так, если ситуация на рынке труда изменилась, что вызвало новое снижение заработной платы, реакция предпринимателя выразится в очередном приливе спроса на рабочую силу. В соответствии с этим возобновится дополнительный прием рабочих, который будет продолжаться до тех пор, пока меньшая величина предельной производительности труда не сравняется с рыночной ценой последнего (заработной платы). В результате внутри мик-роэкономической производственной единицы соотношение затрат факторов производства изменится в пользу труда и снова возникает состояние равновесия.
Кларк исходит из того, что оптимальное сочетание факторов производства в масштабе общества диктует цены самих факторов, поэтому наиболее оптимальные условия распределения — это условия свободного ценообразования на рынках факторов произ-водства.
Контрольные вопросы к теме №4:
1. Назовите основных представителей австрийской школы.
2. Каковы особенности методологии австрийской школы?
3. Как трактует категорию стоимости австрийская школа?
4. Правило обмена по Бем-Баверку.
5. Цена в трактовке представителей австрийской школы.
6. Какой принцип лежит в основе ссудного процента Бем-Баверка?
7. От чего зависит ценность производственных факторов?
8. Как А.Маршалл определил предмет экономической науки?
9. В чем особенности методологии А.Маршалла?
10. Какова основная проблема экономических исследований А.Маршалла?
11. Как определяется цена в теории Маршалла?
12. Какова роль фактора времени при анализе факторов, влияющих на цену?
13. Как трактуются Маршаллом основные доходы?
14. В чем суть закона постоянной и возрастающей производи-тельности?
15. Каковы основные принципы фирмы?
16. Как Пигу трактует понятие «благосостояние»?
17. В чем суть «эффекта Пигу»?
18. Как Пигу обосновывает необходимость государственного вмешательства?
19. Что нового внес Пигу в теорию налогообложения?
20. В чем суть закона предельной производительности?
21. На чем строится решение проблемы оптимизации факторов производства?
22. Что является предпосылкой перехода от одного равновесно-го состояния экономики к другому?

ТЕМА 5. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В АНАЛИЗЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЛЕКЦИЯ 7. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Основные понятия:
камералистика; национальная экономия; теория произ-водительных сил; воспитательный протекционизм; принцип историзма; закон возрастающей роли государства; метод иде-альных типов; теория социального плюрализма; компарати-вистика.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ
Развитие экономической мысли в Германии в XIX в. прохо-дило в специфических исторических условиях. Страна была эко-номически отсталой и политически раздробленной. Национальная промышленность создавалась при сохранении сильных пере-житков средневековых аграрных отношений, отсутствии развитого внутреннего рынка, разделенного многочисленными таможенными заставами. На мировых рынках господствовала Англия, превратившаяся в сильнейшую индустриальную державу, «куз-ницу мира», конкуренцию, с которой зарождающаяся немецкая промышленность выдержать не могла. В то же время при торговле с иностранными государствами были устранены все протек-ционистские барьеры, что усиливало влияние неблагоприятных внешнеэкономических факторов на развитие национальной эко-номики. Германия столкнулась с серьезной угрозой превращения в сырьевой придаток и рынок сбыта английской продукции. Ре-альной становилась опасность полной ликвидации национального производства. Рекомендации классической политэкономии с ее ориентацией на фритредерство и невмешательство государства оказались непригодны для практического применения в Германии и требовали пересмотра. Необходима была теория, показывающая пути создания экономически сильного и независимого государства. Эту задачу попытались выполнить немецкие ученые А. Мюллер и Ф. Лист.
Адам Мюллер (1779 — 1829) в работе «Основы искусства управления государством» (1809) приходит к заключению, что политическая экономия в первую очередь является наукой на-циональной, поскольку нация — это структурообразующий эле-мент всей жизни общества, в том числе и экономической. Ей при-сущи целостность и преемственность развития. Именно нация придает экономике чрезвычайно индивидуальный и специфиче-ский характер. Национальный интерес должен всегда превалиро-вать над личным. Экономика опирается не только на материальный капитал, но и нравственный и интеллектуальный потенциал общества.