18 Март 2011

История экономических учений




Идеи австрийской школы оказали серьезное влияние на ме-тодологию экономической науки. Это относится, прежде всего, к субъективному подходу, разработанному в рамках философско-этической концепции. Именно «человеческий фактор», индивид с его стремлением к максимально полному удовлетворению по-требностей явились для австрийской школы точкой отсчета.
Теория предельной полезности стала основой современной теории потребительского выбора, позволила выявить мотивировку микроэкономического поведения отдельных личностей. Она предопределила подход не только к решению проблемы индиви-дуальной полезности, но и оценку общественных полезностей и предпочтений.
КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА. А. МАРШАЛЛ. ТЕОРИИ ЦЕНЫ, ФИРМЫ, СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ, МОНОПОЛИИ. ТРАКТОВКА ДОХОДОВ
Кембриджская школа представлена многими учеными, ве-дущие из которых А.Маршалл, Ф.Эджуорт, А.Пигу и др. Ее осно-воположником является Альфред Маршалл (1842-1924). В 1890 году он издал «Принципы политической экономии» (в шести томах) — работу, которую на протяжении многих десятилетий являлась лидирующим учебником в этой сфере.
Наибольшее воздействие на развитие науки и хозяйственной практики оказали его теории частичного равновесия (спроса и предложения) и совершенной конкуренции.
Маршалл объявлял политическую экономию чистой и при-кладной наукой, которая должна остерегаться политических во-просов, и предлагал обозначить ее более широким термином «экономическая наука» (economics).
Он привел несколько определений предмета экономической теории, среди которых: экономическая наука — это наука о богатстве; это часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения своих потребностей в тех пределах, в каких эти усилия и потребности поддаются измерению в единицах богатства или его всеобщего представителя, т.е. денег.
Для методологии Маршалла характерны:
» стремление объединить теории предельной полезности, издержек производства, производительности капитала и воздер-жания;
» субъективизм в трактовке экономических явлений. Маршалл исходил из психологических мотивов поведения чело-века;
» отрицание причинно-следственных связей и действия объективных экономических законов;
» использование количественного и математических ме-тодов, анализ функциональных зависимостей;
» использование идеи эволюционного, плавного развития общества;
» исследование проблемы равновесия на уровне фирмы, отрасли.
Центральное место в теории Маршалла занимала проблема свободного рыночного ценообразования. Маршалл исходил из того, что в механизме рыночного ценообразования спрос и пред-ложение выступают равными элементами, что оценки предельной полезности являются фактором, влияющим, с одной стороны, на спрос и потребление, с другой стороны, — на производство и предложение.
В то же время Маршалл рассматривал все параметры рынка (цена, спрос, предложение) с точки зрения их функциональной зависимости. Так, он считал, что в условиях совершенной кон-куренции существует зависимость спроса и предложения от цены. Если растет цена товара, то спрос на него снижается, а предложе-ние растет. И наоборот.
Следовательно, заключил Маршалл, рыночная цена в ходе колебаний может достичь устойчивого состояния, стать равновесной ценой, при которой спрос на данный товар урав-нивается с его предложением.
Маршалл показал и обратную зависимость, при которой ве-личина цены определяется соотношением спроса и предложения. Цена, превышающая уровень равновесия, стимулирует расшире-ние предложения. Предложение, обгоняя спрос, заставляет цену перемещаться обратно, к отметке равновесия. Если же рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то она подталкивает вверх спрос. Он увеличивается, опережая предложение, что влечет за собой повышение цены в сторону точки равновесия.
Маршалл считал, что идеальная картина рыночного взаимо-действия, когда спрос и предложение в равной мере влияют на изменение цены.
Маршалл обратил внимание на то, что роль регулятора цены выполняют спрос или предложение в зависимости от продолжи-тельности времени. В условиях краткосрочного периода цено-образующим фактором выступает спрос, так как предложение более инерционно и не изменяется так же быстро, как спрос. Лю-бое повышение спроса обусловливает рост цены. В результате возникает разница между новой ценой товара и издержками про-изводства, следовательно, и нормальной прибылью, что ведет к образованию временного дополнительного дохода — квазирен-ты. В условиях долгосрочного периода ценообразующим факто-ром выступает предложение, что связано с издержками произ-водства.