18 Март 2011

История экономических учений




Бем-Баверк выделяет три основных правила, которыми должны пользоваться участники процесса общественного обмена:
» во-первых, обмен должен приносить выгоду (т.е. благо, получаемое в обмен, обладает большой полезностью, чем отда-ваемое);
» во-вторых, каждый стремиться совершить сделку с большей для себя выгодой;
» в-третьих, лучше совершать сделку с меньшей выго-дой, чем вообще отказаться от обмена.
Эту проблему австрийцы представляют следующим образом. Рынок — это пункт, где сталкиваются интересы (оценки) продавцов и покупателей. (Напомним, что данная ступень абст-ракции не предполагает наличия производства и ни один из уча-стников обмена не сопоставляет предлагаемую ему цену с затра-тами труда). У каждого их них имеется своя оценка реализуемого товара. Так покупатель лошади исходит из того, насколько ему нужна лошадь и какова ее полезность, а продавец из того, какой ущерб его хозяйству принесет продажа лошади. Иными словами, согласно этой теории, у каждого участника обмена — покупателя и продавца — имеются уже заранее выработанные субъективные оценки. Австрийская школа рассматривает рыночную цену как равнодействующую субъективных оценок продавцов и поку-пателей.
Допустим, имеется один покупатель и один продавец. Поку-патель оценивает лошадь в 100 денежных единиц, а продавец —
в 80. Бем-Баверк доказывает, что субъективная оценка продав-
ца — нижняя. Внутри этих границ и устанавливаются цены. В случае двусторонней конкуренции между продавцами и покупа-телями границы установления цены определяются сверхсубъек-тивной оценкой последнего из вступивших в сделку покупателей и субъективной оценкой наиболее сильного из устраненных с рынка продавцов, а снизу — субъективной оценкой последнего из вступивших в сделку продавцов и субъективной оценкой наиболее сильного из устраненных с рынка покупателей. Так как на рынке есть другие покупатели и продавцы, возникает конкуренция, которая «толкает» цену то вверх, то вниз, и при наличии значительного числа участников обмена цена окажется в более узких границах, чем при изолированном обмене.
В результате индивидуальные предельные полезности опре-деляют то, сколько товара В его владельцы предложат в обмен на товар А, и, наоборот. В результате обмена индивидуальные пре-дельные полезности стихийным путем на рынке превращаются в общественную предельную полезность товаров В и А. Эта полез-ность измеряется той ценой, при которой спрос и предложение взаимно покрывают друг друга. При установлении общественной оценки предельной полезности того или иного товара на уровне индивидуальной оценки «предельного покупателя» все другие покупатели (чьи оценки выше) получают ощутимую выгоду. Ту же самую выгоду получает и каждый покупатель (кроме «пре-дельного»), если он приобретает по одинаковой рыночной цене несколько единиц товара, предельная полезность которого для него убывает.
Определенное внимание в концепции австрийской школы отводится оценке производственных благ. Их ценность (стоимость) выводится из предельной полезности потреби-тельских благ. Так, по Бем-Баверку, не стоимость муки опреде-ляет стоимость хлеба, а наоборот, стоимость хлеба определяет стоимость муки, которая, в свою очередь, определяет стоимость пшеницы, ржи и т.д., т.е. издержки производства получают цен-ность от своих продуктов. Ценность факторов, участвующих в производстве, носит, таким образом, производный, «вмененный характер».
Наиболее оригинальной из разработок австрийской школы можно считать теорию процента Бем-Баверка. Для примера представим, что кредитор представляет заемщику на один год денежные средства в размере 1000 денежных единиц. Так как владелец денег предполагает уменьшение своих оценок предель-ной полезности, получение от должника той же суммы 1000 де-нежных единиц привело бы к снижению его благосостояния. По-этому кредитор, подчиняясь принципу рационального поведения, не намерен мириться с такой перспективой, и требует возврата не 1000 денежных единиц, а 1100. Тем самым он компенсирует воз-можное ухудшение своего благосостояния в будущем году. Обра-зовавшаяся разница (100) расценивается Бем-Баверком как про-цент, а обмен представляется эквивалентным.
В основе этой теории лежит исходный принцип австрийской школы, который сводится к тому, что выше ценятся предметы настоящего времени, нежели будущие блага. На его основе и был установлен психологический закон недооценки будущих благ. Важной является и сама постановка вопроса о роли фактора вре-мени при оценке благ. В дальнейшем эта идея получила глубокую разработку.