18 Март 2011

История экономических учений




Новым для методологии является также то, что маржинали-сты при анализе оптимального поведения субъекта впервые при-менили метод предельных величин, заимствованный из матема-тики. Использование предельных (дополнительных) величин и соответствующих категорий (предельная полезность, предельные издержки, предельный доход и др.) позволило маржиналистам показать, что в основе принятия любого экономического ре-шения лежит рациональный выбор, исходящий из необходимых предельных (дополнительных) затрат и предельных доходов, которые должны быть получены в результате реализации такого решения.
Таким образом, предельный анализ явился мощным средст-вом, позволившим объяснить принимаемые на рынке решения; показать, как каждая дополнительная операция, совершаемая че-ловеком на рынке, влияет на цель, к достижению которой стре-мится хозяйствующий субъект; рассмотреть экономические про-цессы с точки зрения изменения не средних абсолютных, а отно-сительных, приростных величин; открыть дорогу широкой мате-матизации экономической науки.
Заслуга маржинализма заключается в разработке новых ас-пектов экономической науки, связанных: во-первых, с поворотом исследований к отдельному человеку и трактовкой субъективных мотивов поведения хозяйствующих субъектов как исходного мо-мента экономической теории; во-вторых, с переносом анализа с издержек и затрат на конечные результаты; в-третьих, с примене-нием предельного анализа и оптимизационных моделей при ис-следовании хозяйственной деятельности.
В результате теоретические разработки маржиналистов по-зволили достаточно точно прогнозировать поведение потребите-лей, размеры, структуру и динамику спроса; изучить устройство механизма рынка, условия рыночного равновесия, особенности ценообразования и пр.; расширить сферу экономических иссле-дований о роли факторов производства, методологии оценки макроэкономических показателей, эластичности и пр.
АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
Период 60-70 годов XIX в. считается переломным моментом в развитии экономической науки. Именно тогда одновременно в трех школах, которые по месту возникновения называют авст-рийской, лозанской и кембриджской, сформировались теоретиче-ские основы неоклассического подхода. Его исходным пунктом и основой ориентации экономического анализа стала субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности.
Наибольшую известность и международное признание по-лучила австрийская школа. Ее основы заложил Карл Менгер (1840-1921), выпустивший в 1871 году работу «Основания поли-тической экономии». Его теоретические воззрения получили раз-витие в работах двух других его учеников и сотрудников — Фридриха Визера (1851-1926) и Ойгена Бем-Баверка (1851-1914).
Основные работы Визера: «Происхождение и главные законы народохозяйственной стоимости» (1884), «Естественная стоимость» (1889). Важнейшие работы Бем-Баверка: «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Капитал и про-цент» (1884-1889).
Взгляды этих ученых схожи и дополняют друг друга. Мен-гер разработал основы теории предельной полезности примени-тельно к индивидуальным актам обмена. Визер, которым был введен в оборот термин «предельная полезность», использовал эту теорию для оценки стоимости издержек производства. Бем-Баверк развил дальше взгляды своих предшественников, создав развернутую теорию процента. Поэтому можно говорить о единой теории предельной полезности австрийской школы.
Главной чертой методологии австрийской школы является логико-дедуктивный качественный анализ. Он направлен на изу-чение поведения хозяйствующего субъекта, чтобы через него вскрыть причину и сущность всех экономических явлений. Это так называемый атомистический метод или метод «робинзонад». Другая сторона метода — субъективно-психологический анализ, так как психология хозяйствующего индивида в этой теории оп-ределяет все экономические цели. Так, К.Менгер считал эконо-мическую науку недостроенной отраслью психологии.
Австрийская школа пренебрегала количественным анализом, т.е. не затрагивала вопросы соизмерения и сравнения полезности. Она использовала словесное изложение, что в то время, сделало ее популярной по сравнению с работами У.Джевонса и Л.Вальраса.
Главная особенность подхода, предложенного австрийской школой, состоит в следующем: сведение стоимости к затратам труда, земли и капитала неприемлемо. Стоимость (ценность) определяется степенью полезного эффекта определенного блага. При этом различалась объективная ценность (рыночные цены), которая существует независимо от сознания человека и субъективная. Субъективная ценность показывает, во сколько данный человек ценит ту или иную вещь с точки зрения своего благополучия. Ценность вещи, утверждает Бем-Баверк, измеряется ее предельной пользой, т.е. ценность определяется не полезностью каждого товара, а полезностью последней единицы запаса определенного потребительского блага. Предельная полезность зависит, таким образом, от запаса (редкости) блага и от ин-тенсивности самой потребности в нем. Чем выше интенсив-ность потребности при данном запасе благ, — тем выше предель-ная полезность для индивида. Наоборот, чем больше запас блага при данной интенсивности, — тем ниже предельная полезность.