18 Март 2011

История экономических учений




В истории экономических учений используется обширный арсенал общефилософских и специально-научных методов, а также методов, применяемых при проведении формально-логических, системных и сравнительно-исторических исследова-ний. Однако своеобразие и специфичность предмета истории экономических учений вызывают определенную трансформацию общефилософских и специально-научных методов познания, конкретизацию приемов и средств исследования. Особенность выражается в том, что ведущую роль играют принципы, приемы и способы исследования, которые в большей степени соответст-вуют историко-теоретическому и прагматическому содержанию данной дисциплины.
Определяющее значение играет принцип историзма. Он позволяет исследовать генезис и эволюцию теории в историческом аспекте, определить место и роль теории в совокупном системном знании определенной эпохи, раскрыть связь между концепциями прошлого и современности, взаимодействие идей с политикой и практикой. Достоинством принципа историзма является то, что он позволяет: оценить содержание концепций в контексте прошлого и современности, выявить в них исторически преходящее и пребывающее; выделить и соединить конкретно-историческую и теоретическую стороны учения.
Для отражения принципа историзма используются хроноло-гический и проблемно-категориальный приемы изложения. Хро-нологический прием предполагает характеристику «портретов» мыслителей-классиков, ведущих школ, направлений экономиче-ской мысли, что дает возможность полнее раскрыть процессы формирования, развития и смены различных концепций, учений, школ, специфику их теоретико-методологических взглядов, взаимосвязь и преемственность. Проблемно-категориальный прием — исследование содержания концепций, их новизны, оп-ределение теоретико-познавательной значимости их вклада, места и роли в истории экономической мысли.
Самостоятельное значение имеют приемы историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ раз-личных концепций, конкретизирующих знания о социально-экономических явлениях, способствует более точному раскрытию их содержания, оценке, выявлению критериев классификации и типологизации экономических учений.
Среди специально-научных методов в истории экономиче-ских учений выделяются следующие приемы:
» описательный, который дает возможность исследова-телю получить разнообразную информацию, сформировать цело-стное представление о внешних сторонах явления, его структур-ных звеньях;
» аналитический, позволяющий раскрыть причинно-следственные связи явлений и использующий набор конкретных методик (опрос, наблюдение, анализ документов);
» формально-логический, который позволяет исследо-вать внутреннее строение явления, выявить источники, предпо-сылки его возникновения и эволюции;
» моделирования, осуществляющий поиск наиболее эф-фективных, оптимальных схем организации экономических сис-тем, государственного регулирования и пр.;
» конкретно-социологический, выявляющий эффектив-ность функционирования, например, различных механизмов го-сударственного и рыночного регулирования.
ФУНКЦИИ И РОЛЬ КУРСА ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
История экономических учений играет фундаментальную роль в становлении экономиста и политика. Она с максимально объективных позиций знакомит с процессом исторического и ло-гического развития зарубежной и отечественной экономической мысли. История экономической мысли наряду с экономической теорией образует теоретико-методологическую основу для изу-чения функциональных и отраслевых экономических наук.
История экономических учений призвана выполнять много-образные функции. Среди них:
» онтологическая (познание сущности социально-экономических явлений, предпосылки их возникновения, эволю-ции);
» гносеологическая (выработка теоретических конструк-ций, приемов и способов, содействующих правильному познанию явлений);
» эвристическая (определение закономерности станов-ления и эволюции экономической мысли);
» методологическая (как фундаментальная наука по от-ношению к функциональным и отраслевым наукам);
» идеологическая (систематизация основополагающих идей, взглядов, создание научной основы для формирования эко-номического мышления, мировоззрения);
» прагматическая (ознакомление с научными основами формирования, эволюции экономической политики государства, с различными моделями ее практического воплощения, рекомен-дациями по решению многообразных проблем общественного развития).
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Периодизация истории экономических учений необходима для того, чтобы учесть закономерности развития экономической мысли как определенной формы общественного сознания, отра-зить преемственность экономической мысли, основные вехи ее поступательного движения и, вместе с тем, раскрыть особенности, которые характеризуют ее на каждом этапе развития, проследить глубокие, качественные изменения экономической мысли, выявить и показать смену этапов, направлений в экономической мысли.