18 Март 2011

История экономических учений




17. В чем особенность производительности капитала Жана Ба-тиста Сэя?
18. Что изложено в теории реализации или законе рынков?
19. Из каких частей состоит наука политическая экономия?
20. От чего зависит ценность предмета?
21. Какую школу экономистов представляет Жан Батист Сэй?
22. В чем Мальтус видел причину кризисов?
23. В чем сущность концепции народонаселения Мальтуса?

ТЕМА 3. МАРКСИСТСКАЯ ШКОЛА
ЛЕКЦИЯ 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА
Основные понятия:
марксизм; способ производства; производительные силы; производственные отношения; общественно-экономическая формация; двойственный характер труда; конкретный труд; абстрактный труд; общественно необходимое рабочее время; товар рабочая сила; стоимость; потребительная стоимость; величина стоимости; прибавочная стоимость; необходимый труд; прибавочный труд; капитал; постоянный капитал; переменный капитал; органическое строение капитала; всеобщий закон капиталистического накопления; теория цикла.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА
Возникновение марксизма было подготовлено всем ходом исторического развития. В 30-40-х годах XIX в. промышленный переворот охватил практически все страны Западной Европы и России. Это означало быстрое, но противоречивое развитие про-изводительных сил, но одновременно проявлялась противоречи-вость этого процесса. Переход на машинное производство сопро-вождался удлинением рабочего дня, повышением интенсивности труда и превращением рабочего в придаток машины.
Все больший размах приобретали периодические экономи-ческие кризисы, вызывающие массовую безработицу и падение заработной платы трудящихся. Это сопровождалось нарастанием конфликта между пролетариатом и буржуазией, обострением классовой борьбы, возникновением и развитием рабочего движе-ния в Англии, Франции, Германии. Новые процессы в экономике и общественной жизни капиталистических стран стали объектом всестороннего анализа К.Маркса и Ф.Энгельса.
В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общест-венная сила. Это ярко проявилось в период восстания лионских ткачей во Франции в 1831 и 1834 г., чартистского движения
30-40-х годов в Англии, восстании силезских ткачей в 1844 г. в Германии.
Наряду с промышленным переворотом, революционными выступлениями рабочего класса важную роль в подготовке воз-никновения марксизма сыграли выказанные ранее идеи предста-вителей немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), классической английской политической экономии (Смит, Рикардо) и французского утопического социализма (Оуэн, Фурье, Сен-Симон).
Марксизм — это целостная система представлений о сущно-сти и судьбах капиталистического способа производства и буду-щем развитии общества на базе общественной собственности на средства производства. Как теоретическая система он состоит из трех взаимосвязанных частей:
1. диалектико-материалистической философии, иссле-дующей универсальные законы развития природы, общества и человеческого мышления и разрабатывающей соответствующий метод исследования общественных процессов;
2. политической экономии, базирующейся на применении диалектического материализма к исследованию производственных отношений капитализма;
3. теории социализма, основанной на политической эко-номии марксизма и описывающей будущее развитии общества.
Учение «марксизм», получившее свое название по имени его основоположника, было создано вынужденным эмигрировать из Германии революционным политическим деятелем Карлом Генрихом Марксом (1818 — 1883 г.) при непосредственном уча-стии его друга и соратника Фридриха Энгельса (1820 — 1895 г.).
К.Маркс родился 5 мая 1818 г. в семье адвоката в г. Трире. Ф.Энгельс также был уроженцем Рейнской области. Он родился в семье фабриканта в г. Бремене 28 ноября 1820г.
В 1835 г. Маркс поступил в Боннский университет, откуда вскоре перевелся в Берлинский университет, который окончил в 1841 г. Наряду с юриспруденцией большое внимание в универси-тете К.Маркс уделял философии. Докторская диссертация, напи-санная им в период окончания университета, была посвящена философской теме. С экономической проблематикой К.Маркс столкнулся в 1842-1843 г.г., когда как редактор «Рейнской газеты» вынужден был разбираться с вопросами, касающимися частной собственности на землю. В 1842 г. К.Маркс познакомился с Ф.Энгельсом, который в отличие от Маркса не получил система-тического образования. По настоянию отца, еще не закончив гимназию, он был вынужден заняться коммерцией. Будучи хоро-шо осведомленным в практических вопросах хозяйственной дея-тельности, Ф.Энгельс много занимался самообразованием и со временем стал прекрасным экономистом-теоретиком.