18 Март 2011

История экономических учений




2) любые ограничения роста населения — принудительные или предупредительные — действуют всегда;
3) конечный предел воспроизводственной способности населения определяется ограничением по продовольственным ресурсам.
Эти теоретические положения Мальтус подтверждает с по-мощью прогрессий: геометрической — для прироста населения и арифметической — для прироста продовольствия. Увеличение продовольствия, по его мнению, невозможно, так как ресурсы земли ограничены, а техническое усовершенствование в сельском хозяйстве идет слишком медленно. Для доказательства данного положения он приводит закон убывающего плодородия почвы. Этот закон действует всегда, но ему препятствуют, по мнению Мальтуса, некоторые условия, сдерживающие рост народонасе-ления (предупредительные и разрушительные). Бедность — явление естественное, а в своих страданиях люди виноваты сами. Однако именно перенаселение порождает конкуренцию, ведет к росту земледелия, росту производительности труда — таков вывод Мальтуса.
Однако статистические выкладки Мальтуса опираются на данные о росте населения США в XVI — XVIII вв., что не может быть основанием для общей закономерности роста населения Земли. Что касается закона убывающего плодородия, то позже были доказаны его полная неубедительность и ограниченность.
В понимании стоимости Мальтус опирался на труды А.Смита. У него можно встретить определение стоимости товаров трудом и определение стоимости соотношением спроса и предложения. Но измерение стоимости он осуществляет трудом покупаемым, тем количеством времени, на которое можно нанять рабочего.
Предложенная концепция измерения стоимости послужила обоснованием того, что труд является источником только одной части стоимости товаров — части, соответствующей заработной плате, т.е. отделил прибыль от труда, считая ее надбавкой к стоимости товара.
Мальтус разработал оригинальную концепцию реализации, которая принципиально отличается от теории Ж.Б.Сэя и Д.Рикардо. Суть ее в следующем: в обществе, состоящем из ка-питалистов и рабочих, прибыль не может быть реализована, и это приводит к общему и постоянному перепроизводству и кризисам. Большинство потребителей составляют рабочие, которые не могут выкупить произведенную ими же продукцию, так как ее ценность превосходит ценность выплаченной заработной платы (исходя из его теории стоимости). Разница между заработной платой и стоимостью продукции не может быть покрыта спросом, предъявляемым капиталистами, так как они обрекли себя на бе-режливость, чтобы путем лишения привычных удобств и удо-вольствий сберегать часть своего дохода и накапливать предметы роскоши. Следовательно, перепроизводство товаров будет су-ществовать, пока покупательная способность сдерживается до-полнительным непроизводительным потреблением со стороны части общества, не принадлежащего к классам капиталистов и рабочих. Что касается заработной платы рабочих, то, по рассуж-дениям Мальтуса, ее рост привел бы не к росту их потребления, а к праздности.
Поэтому для производства необходимы расходы из прибыли и ренты. Эти расходы должны направляться на предметы роскоши и услуги непроизводственного характера (в частности, по-требление лэндлордов).
Для смягчения последствий кризисов и безработицы Мальтус предлагал программу общественных работ, например, дорожного строительства, считая, что они не потребуют никаких до-полнительных ассигнований.
В дальнейшем положения и выводы Мальтуса подвергались весьма серьезной критике, однако следует признать, что основное значение состояло в постановке самой проблемы роли сбережений в экономике и опровержений закона рынков Сэя.
Контрольные вопросы к теме №2:
1. Какую роль играет «экономический человек» в учении А.Смита?
2. В чем суть системы «естественной свободы»?
3. Что такое экономический либерализм?
4. Каково значение разделения труда в теории А.Смита?
5. Что лежит в основе обмена?
6. Как Смит определяет стоимость товара?
7. Как определяются в теории А.Смита основные доходы и от чего они зависят?
8. В чем особенность характеристики стоимости у Д.Рикардо?
9. Как Рикардо определил заработную плату, прибыль и ренту?
10. Чем отличается учение Рикардо от экономической системы А.Смита?
11. Как Милль обосновывает необходимость активного госу-дарственного вмешательства?
12. Назовите содержание «необходимых» функций государства?
13. Какие факторы экономического роста называл Милль?
14. Назовите принципы налогообложения, обоснованные Сми-том, Рикардо и Миллем
15. Что регулирует «цену услуг» и цену продукта?
16. В чем суть теории трех факторов производства?