18 Март 2011

История экономических учений




В истории экономических учений сконцентрирован позна-вательный опыт прошлых поколений по исследованию социально-экономических проблем, который оказывает существенное влияние на формирование современной теории и политики, а также отражены путь прогресса социально-экономической мысли, политики и культуры, процесс формирования и утверждения общечеловеческих ценностей.
История экономических учений позволяет понять, как в ходе борьбы различных течений и направлений развивались и углублялись познания о собственности, рыночном механизме хозяйствования, конкуренции, доходах, законах распределения, ценообразования, денежного обращения, механизмах налогообложения, кредитования, роли государства, формах и методах государственного регулирования, моделях фискальной и кредитно-денежной политики, направлениях преодоления экономических кризисов, инфляции, безработицы, сокращении бюджетного дефицита, государственного долга и других социально-экономических явлениях.
История экономических учений позволяет познать апробированные временем не только теоретические положения, но и методологические подходы исследования, практические рекомендации и возможные варианты осуществления социально-экономической политики.
В связи с этим для образованного человека, особенно экономиста и политика, познание исторического опыта является объективной необходимостью и естественной потребностью, одним из способов его ориентации во времени и пространстве.
Авторами являются: доктор экономических наук: Шмарлов-
ская Г.А. — введение, тема 1, 2 (лекция 1, 2, 3, 4), тема 4 (лекция 6, в том числе 6.1, 6.3, 6.4), тема 7, тема 8 (лекция 12, в том числе: 12.1, лекция 14); доктор экономических наук Бондарь А.В. — тема 3; кандидат экономических наук: Лебедько Е.Е. — тема 2 (лекция 4), тема 4 (лекция 6, в том числе 6.2, 6.5), тема 8 (лекция 12, в том числе 12.2), тема 9; Соколин-
ская Т.В. — тема 5, тема 6, тема 8 (лекция 13).
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУРСА ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУРСА ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Основные понятия:
предмет; метод; методология; принципы; приемы иссле-дования; функции; структура курса.

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
В системе экономических наук и экономического образова-ния история экономических учений — самостоятельная научная и учебная дисциплина.
Предметом истории экономических учений является ис-торический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, их роли в развитии человеческой цивилиза-ции.
Объектами истории экономических учений является ис-тория теории экономической мысли, а также, история экономиче-ской политики и идеологии.
Исторический процесс развития экономической мысли от-ражает прогресс научного знания, который достигается как в тео-ретическом познании социально-экономических явлений, так и в его методах. В связи с этим история экономических учений в оп-ределенном смысле является одновременно и историей развития методов познания социально-экономических явлений. Плодо-творность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями.
Метод — это путь познания, способ, прием исследования и получения научных результатов.
Методы связаны с предметом исследования и также являются продуктом творческой, интеллектуальной деятельности. Анг-лийский философ Ф.Бэкон, определяя роль метода, сравнивал его с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги.
Научная значимость и познавательная ценность приме-няемого метода определяются его эвристическим потенциалом, способностью обогатить науку новым знанием об изучаемом объекте, выявить новые моменты в исследуемых явлениях и при-вести их к более содержательному и глубокому пониманию.
Функциональная роль метода и методологии как сово-купности методов познания состоит в том, что метод является способом построения определенной теории. Он позволяет выявить принципы и внутреннюю логику формирования системы теоретического знания, определить структуру и элементы данной системы, их взаимосвязь, механизм функционирования и пр.
Метод можно использовать как способ интерпретации и оценки предшествующих экономических теорий. Он дает воз-можность не только раскрыть содержание теории, но и показать, как она взаимосвязана с другими теоретическими построениями, какое место занимает в истории развивающейся экономической мысли. Метод также позволяет соотнести теорию и практику.