18 Март 2011

Экономика предприятия




Концерны могут быть отраслевыми (например: «Беллегпром», «Бел-леспром», «Белгоспищепром») и межотраслевыми.

Характерной особенностью концерна является сочетание жест-кого центрального контроля в области капиталовложений, научно-исследовательских и ОКР и финансов с широкой хозяйственной са-мостоятельностью предприятий, отделений и филиалов.

Консорциум – соучастие, сотоварищество – временное добро-вольное соглашение между несколькими фирмами, банками, компа-ниями для совместного осуществления какого-либо проекта, финан-сирования крупного мероприятия, строительства дорогостоящего объекта, выполнение целевой научно-технической, природоохранной или иной программы, размещения займа и т.п.

Консорциум осуществляет свою деятельность на основе распо-ряжения финансовыми, материальными и другими ресурсами, пред-ставленными участниками на паевой основе, а также может привлекать заемные средства по поручению участников.

Участники консорциума полностью сохраняют экономическую самостоятельность, могут одновременно входить в другие консор-циумы, ассоциации и т.п. По выполнении задач, для решения которых создавался консорциум, он прекращает свою деятельность.

Холдинг представляет собой головную компанию, которая об-ладает контрольным пакетом акции предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Холдинговые структуры являются многофакторными комплекс-ными образованиями, обеспечивающими объединения производст-венных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных произ-водств, ориентированных на разработку и внедрение новейших тех-нических решений, реализацию различных инвестиционных программ.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – хозяйственное объединение предприятий, организаций, кредитно-финансовых учре-ждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности. Она формируется в сферах, определяющих научный, производственный и экспортный потенциал, а также отвечающих приоритетным направлениям госу-дарственной промышленной политики.

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ можно от-нести следующие:

• интеграция входящих в них звеньев не только через объеди-нение финансовых ресурсов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;

• наличие общей стратегии;

• добровольное участие и сохранение юридической самостоя-тельности участников.

Союзы – объединения предприятий, создаваемые по отраслево-му, территориальному или иным признакам. Союз не ведет совместной производственно – хозяйственной деятельности. Он может раз-рабатывать экономические прогнозы, организовывать конференции, обобщать и распространять передовой опыт, осуществлять информа-ционно-издательскую деятельность в интересах его участников.

Союз осуществляет свою деятельность за счет членских взносов его участников, добровольных взносов и пожертвований предприятий, организаций и граждан.

Контрольные вопросы к теме №2

1. Дайте определение понятию «предприятия» как субъекта хозяйствования.

2. Перечислите основные признаки предприятия.

3. Почему предприятие является основным звеном националь-ной экономики?

4. Какие принципы организации предприятия Вы знаете?

5. Какие функции выполняет предприятие в условиях рыночной экономики?

6. Виды организационно-правовых форм предприятий.

7. Дайте сравнительную характеристику организационно-правовых форм предприятий.

8. Какие предприятия являются унитарными?

9. Хозяйственные общества и товарищества: общие и отличи-тельные черты.

10. Какие стадии может проходить предприятие в процессе сво-его жизненного цикла?

11. Какое значение имеет устав и учредительный договор в дея-тельности предприятия?

12. Порядок создания предприятия.

13. Какие объединения могут создавать предприятия?

14. Какова цель создания хозяйственной ассоциации?

15. В чем состоит отличие концерна от консорциума?

ТЕМА 3. КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

ЛЕКЦИЯ 3. КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ

И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Основные понятия:

концентрация производства; размер предприятия; специа-лизация; виды специализации: предметная, подетальная, техно-логическая; кооперирование; уровень кооперации; показатели; эффективность; диверсификация производства.

СУЩНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ

Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства однотипных изделий на отдельном предприятии. Кон-центрация производства, являясь одной из форм его организации, не-посредственно связана с понятием размера предприятия.

Для характеристики размера предприятия применяются сле-дующие показатели: количество промышленно-производственного персонала, стоимость основных средств предприятия, используемых в предпринимательской деятельности, объем выпуска продукции.