18 Март 2011

Экономика предприятия




Так, технические и технологические инновации, влияя на содер-жание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в орга-низацию производства.

По своей научно-технической значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты, а также псевдоин-новации. К базисным относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. Псевдоинновации направлены на частичные, чаще декоративного характера (форма, цвет), изменения устаревших поколений техники и технологии, которые по своей сути тормозят технический прогресс. За этим разделением стоят два типа инновационных процессов: пионерный и догоняющий.

Стратегия «пионера» или «первопроходца» означает, что ком-пания предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или данном регионе. Новые рынки появляются в результате открытия новых технологий, появления новых знаний, возникновения новых запросов у покупателей, внедрения новой маркетинговой концепции, появления новых финансовых инструментов и т.п. Современный ми-ровой опыт показывает, что стратегия «пионера» связана с высоким риском, так как инновационные технологии сопряжены с неопреде-ленностью как самой разработки, так и реакции рынка на новое изо-бретение. В то же время данная стратегия может обеспечить устойчи-вое конкурентное преимущество благодаря монопольной позиции. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже.

Яркий пример тому, события на рынке мотоциклов в начале 1980-х годов. Когда компания Yamaha предприняла попытку атаковать компанию Honda, та в ответ вместо традиционного снижения цен выбрала инновационную стратегию и за восемнадцать месяцев выпустила на рынок 113 новых моделей мотоциклов, не оставив со-пернику никаких шансов на успех.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Состояние инновационной деятельности является важнейшим индикатором развития экономики и общества. В реализации иннова-ционного пути развития важная роль принадлежит базовому звену экономики – предприятиям, являющимся непосредственными субъ-ектами инновационной деятельности.

Инновационная деятельность и ее результативность рассматри-ваются в аспекте конкурентных преимуществ и инновативности со-временного предприятия.

Инновативность предприятия отражает его способность реа-гировать на изменения внешней среды путем выпуска новой или усо-вершенствования производимой продукции, внедрения новых техно-логий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования систем организации и управления.

В настоящее время сформировалось два основных подхода к раскрытию содержания инновационной деятельности предприятия.

Традиционно инновационная деятельность предприятия рас-сматривается в рамках его научно-технической политики, связанной с разработкой и внедрением нового продукта. В этом случае иннова-ционная деятельность предприятия представляется в виде процесса по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформле-нию новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и рас-пространению в другие сферы (диффузия).

В качестве основных этапов инновационной деятельности вы-ступают: разработка, внедрение, освоение и коммерциализация инно-ваций. Реализация обозначенных этапов предусматривает следующие виды деятельности:

• проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, видов техни-ки, новых конструкций и изделий, подбор необходимого сырья и ма-териалов для изготовления новых видов продукции;

• разработка технологического процесса изготовления новой продукции;

• проектирование, изготовление, испытание и освоение об-разцов новой техники, необходимой для изготовления новой продук-ции;

• разработка и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

• исследование, разработка или приобретение информацион-ных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

• подготовка, обучение, переквалификация персонала, необ-ходимого для проведения НИОКР;

• проведение работ или приобретение необходимой докумен-тации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

• организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и др.

В современных условиях важное значение в решении проблем коммерциализации инноваций имеет патентно-лицензионная дея-тельность предприятий, связанная с оформлением патентов и про-дажей лицензий на промышленное или коммерческое использование объектов промышленной собственности.

Комплексный подход к инновационной деятельности предпри-ятия ориентирован на использование нововведений, затрагивающих все сферы и области деятельности предприятия.