18 Март 2011

Экономика предприятия




Какие функции выполняет прибыль?

4. Как определяется прибыль отчетного периода?

5. Дайте характеристику видов прибыли.

6. Какие виды налогов уплачивает предприятие из прибыли?

7. Как образуется налогооблагаемая прибыль?

8. Как определяется чистая прибыль?

9. Какие факторы оказывают влияние на пропорции распреде-ления прибыли?

10. Что относится к внешним факторам, формирующим про-порции распределения прибыли?

11. Какие задачи решаются в процессе распределения прибыли?

12. Какие показатели рентабельности планируются на предпри-ятии?

13. Что представляет собой рентабельность предприятия?

14. Как определяется и что характеризует рентабельность соб-ственного капитала?

15. Какие пути повышения прибыли существуют на предпри-ятии?

ТЕМА 12. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

ЛЕКЦИЯ 12. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

Основные понятия:

новшество; инновация; базовые нововведения; крупные и принципиальные нововведения; средние и комбинаторные ново-введения; мелкие и комбинаторные нововведения; виды иннова-ций; псевдоинновации; инновативность предприятия; инноваци-онная деятельность предприятия; патентно-лицензионная дея-тельность предприятий; инновационная активность; принципы инновационного менеджмента; интеллектуальная собственность; инновационная инфраструктура.

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

В современных условиях повышения эффективности производ-ства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка соз-дают условия для обновления процессов воспроизводства на пред-приятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста.

Целесообразно разграничить понятия «новшество» и «иннова-ция».

Новшество – оформленный результат фундаментальных, при-кладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; доку-ментации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационную, производственную или другую структуру; ноу-хау (формализованная совокупность знаний научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характе-ра, обладающих новизной и секретностью); научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструк-ции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д.

Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, соци-ального, экологического, научно-технического или другого вида эф-фекта.

По своей природе инновации включают в себя не только техни-ческие или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятель-ности. Постоянное обновление техники и технологий делает иннова-ционный процесс основным условием производства конкурентоспо-собной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

Австрийский экономист Й. Шумпетер является основоположни-ком теории инноваций. Он рассматривал инновацию (техническую) как средство предпринимателя для получения прибыли и обосновал, что «динамичный предприниматель» является источником конъюнк-турных колебаний. Анализируя причины этих колебаний, Й. Шумпетер, впервые в экономической науке, выделил и дал харак-теристику «новых комбинаций изменений в развитии».

Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений:

• изготовление продукции с новыми свойствами;

• внедрение нового метода (способа) производства;

• освоение новых рынков сбыта;

• использование нового источника сырья;

• проведение соответствующей реорганизации производства.

В 30-х годах Й. Шумпетер подразумевал под понятием «инно-вация» любое возможное изменение, происходящее вследствие ис-пользования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах про-изводства, снабжения, сбыта продукции и т.п.

П. Ф. Дракер инновацию определяет как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

Определение П. Ф.