18 Март 2011

Экономика предприятия




Для измерения общего объема продукции в стоимостном выражении используются сопоставимые и действующие цены.

Стоимостные показатели используются для определения объема производства продукции, объема отгруженной продукции, запасов готовой продукции, незавершенного производства, внутреннего обо-рота.

К стоимостным показателям производственной программы от-носятся объем товарной, реализованной и валовой продукции. Товар-ная продукция включает стоимость готовых изделий, полуфабрика-тов собственного производства, продукции вспомогательных и под-собных производств, предназначенных для реализации на сторону, а также на нужды своего капитального строительства и непромышлен-ных подразделений предприятия, а также стоимость работ, услуг промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или заказам непромышленных подразделений предприятия.

К реализованной относится продукция, отгруженная потреби-телям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком, если в учетной политике предприятия реализация принята по факту отгрузки, либо отгруженная и оплаченная продукция, работы и услуги. Стоимостная оценка объема отгруженной продукции производится в фактических ценах производителя без налога на добавленную стоимость, акцизного сбора и других аналогичных обязательных платежей. По своей структуре объем отгруженной продукции отличается от объема про-изведенной продукции на величину изменения остатков готовой про-дукции на складе.

Валовая продукция характеризует весь объем выполненной работы за определенный период времени (месяц, квартал, год). В со-став валовой продукции входит товарная продукция и изменение ос-татков незавершенного производства за расчетный период.

Производственная программа на уровне производственных под-разделений, например, цехов основного производства, содержит ту же номенклатуру, что и программа предприятия. Цеха вспомогательного производства формируют свою программу исходя из назначения (ремонтные, транспортные, инструментальные и др.) и потребности выполнить работы как по заказу предприятия, так и для сторонних организаций.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Формирование производственной программы представляет собой процесс определения плановых значений ее основных показа-телей с учетом портфеля заказов и производственных возможностей предприятия и доведения планов производства структурным подраз-делениям.

Производственная программа предприятия составляется на год с разбивкой по кварталам. На уровне структурных подразделений воз-можна детализация производственной программы по более коротким периодам (месяц, декада, день, смена).

Разработка производственной программы – ответственный и достаточно сложный процесс, который может быть представлен в виде ряда этапов:

• изучение экономической конъюнктуры рынка;

• формирование портфеля заказов;

• анализ выполнения плана производства;

• расчет производственной мощности;

• планирование объема выпуска продукции в натуральном выражении;

• оценка обеспеченности производственной программы тру-довыми и материальными ресурсами;

• оптимизация производственной программы предприятия.

Рыночные принципы хозяйствования в качестве одного из ос-новных регуляторов деятельности предприятий выдвигают спрос на его продукцию. В силу этого отправным пунктом формирования про-изводственной программы предприятия является изучение рынка, на-правленное на оценку его емкости и перспектив развития. В решении данных задач определяющая роль принадлежит маркетинговым службам предприятия, на которые возлагается также формирование портфеля заказов. Портфель заказов представляет собой совокуп-ность договоров на поставку продукции предприятия для индивиду-альных потребителей и удовлетворения государственных нужд с уче-том номенклатуры и ассортимента продукции предприятия. Портфель заказов в определенной степени отражает рыночные позиции пред-приятия.

Последующие этапы формирования производственной про-граммы предприятия направлены на оценку возможностей по реали-зации портфеля заказов в плановом периоде.

Анализ выполнения плана производства в предшествующие периоды позволяет выявить резервы роста объема производства и обосновать мероприятия по их реализации.

Важнейшим этапом оценки производственных возможностей предприятия является расчет его мощности, которая отражает по-тенциальные возможности по выпуску продукции.

Оценка рыночных и производственных возможностей предпри-ятия позволяет сформировать план по выпуску продукции в нату-ральном выражении.

Существенным этапом разработки производственной программы предприятия является оценка ее обеспеченности трудовыми и материальными ресурсами.