18 Март 2011

Экономика предприятия




ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ

Основные понятия:

производственная программа; номенклатура; ассортимент; натуральные, трудовые и стоимостные измерители; товарная продукция; реализованная продукция; производственная мощ-ность; входная, выходная, среднегодовая мощность; пропускная способность оборудования; производственная мощность пред-приятия, цеха, основного технологического оборудования; опти-мальная производственная программа.

ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Производственная программа является основой хозяйственной деятельности предприятия. Она представляет собой систему по-казателей, отражающих перечень и объемы производства и реа-лизации продукции, работ, услуг по заказам и договорам потреби-телей в плановом периоде.

Производственная программа – это форма планирования резуль-татов производственной деятельности предприятия, которые могут выступать в форме продукции, работ, услуг. Продукт – это изделие, получаемое из исходного сырья и материалов определенным техно-логическим способом, в результате которого свойства исходного ма-териала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Услуга (работа) представляет собой вид деятельности, который не имеет натурально-вещественной формы (перевозка, расфасовка, ремонт, реклама и т.п.).

По степени готовности результаты производства подразде-ляются на:

• незавершенное производство – продукция, находящаяся в процессе своего изготовления;

• полуфабрикаты – продукты, полностью законченные обра-боткой в пределах определенного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других производствах;

• готовые изделия – продукты, полностью законченные обра-боткой в пределах определенного предприятия, признанные годными для использования в соответствии со стандартами качества, сданные на склад с оформлением соответствующих документов.

Планирование видов товаров и услуг в производственной про-грамме осуществляется в разрезе номенклатуры и ассортимента. Но-менклатура характеризует планируемые в отдельности укрупненные виды продукции предприятия. Ассортимент отражает разновидности продукции в рамках отдельного наименования.

Производственная программа предприятия включает следующие показатели: номенклатуру основной продукции (в том числе предна-значенной на экспорт), новую продукцию, запасные части собствен-ного производства, кооперированные поставки, товары народного по-требления, прочую продукцию.

Производственная программа формируется на основе перспек-тивного плана выпуска продукции, разработанного на основе прове-дения маркетинговых исследований, изучения конъюнктуры рынка и определения объема продаж. С целью наиболее полного удовлетво-рения потребностей покупателей необходимо заранее предусмотреть возможности дальнейшего развития предприятия в связи с изменением конъюнктуры рынка.

При разработке производственной программы применяются на-туральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные показа-тели.

Натуральные показатели, производящие оценку объемов вы-пуска продукции в физических единицах измерения, позволяют ха-рактеризовать производственную специализацию предприятия и его долю на рынке. Данные показатели используются для установления технологических норм расхода сырья, энергии, трудоемкости, расчета себестоимости продукции, производственных мощностей. Формируя программу в штуках конкретных изделий и типов изделий, удается наилучшим образом конкретизировать заказы предприятиям изгото-вителям. Однако натуральные показатели имеют ограниченную сферу применения, они предназначены для определения объемов выпуска однородной продукции. Данный недостаток позволяет устранить применение условно-натуральных показателей.

Условно-натуральные показатели позволяют разнородную, но имеющую конструктивно-технологическое сходство, продукцию привести к одному виду, принятому за базу. Для исчисления объема производства в условно-натуральных измерителях используют чаще всего переводные коэффициенты, определяемые как соотношение трудоемкости базовых и приводимых к базовым видов продукции.

В основе трудовых измерителей объема производства лежит оценка трудоемкости производственной программы, отражающей за-траты времени (нормо-час, человеко-час) на обеспечение планируе-мого объема выпуска продукции. Такой подход в основном использу-ется в системе внутрипроизводственного планирования.

Более универсальный характер имеют стоимостные показатели производственной программы предприятия, которые дают денежную оценку объема произведенной продукции (услуг).