18 Март 2011

Экономика предприятия




Задачи диспетчирования: оперативный учет выполнения установленного графика производства и сменно-суточных заданий; выявление, анализ и устранение причин отклонений от установленных графиков; принятие оперативных мер по предупреждению и устранению отклонений; координация текущей деятельности взаимосвязанных звеньев; снабжение рабочих мест за-готовками, оснасткой, инструментом.

Финансовое планирование осуществляется в рамках генераль-ного целевого, стратегического, тактического и текущего планирова-ния.

Основным элементом финансового планирования является бюджетирование. Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период, и капи-тал, который необходимо привлечь для достижения заданных целей.

Бюджеты имеют множество видов и форм, среди которых сле-дующие.

Бюджет продаж. Цель данного блока – рассчитать прогноз объ-ема продаж в целом. Исходя из стратегии развития компании, ее про-изводственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах).

Бюджет производства. Цель данного блока – рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции (запасов продукции).

Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных объемах производства (предыдущий блок), о нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, о целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение.

Бюджет прямых затрат труда. Цель данного блока – рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых не-посредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исход-ными данными блока являются результаты расчета объемов произ-водства.

Бюджет переменных накладных расходов. Алгоритм расчета ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, прочие общепроизводственные расходы и т.п.) в зависимости от принятого на предприятии базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными дан-ными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь ис-числяется прогнозная оценка общехозяйственных (постоянных) на-кладных расходов. Постатейный состав расходов определяется раз-личными факторами, в том числе и спецификой деятельности пред-приятия.

Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ве-дется на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой на предприятии методикой ис-числения себестоимости.

Формируемые в рамках каждого блока количественные оценки используются не только по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета.

БИЗНЕС-ПЛАН: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, СТРУКТУРА

Бизнес-планом называется документ, содержащий экономи-ческое обоснование развития предприятия, выпуска новой продук-ции или реализации других коммерческих идей. Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов. Он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования, например, при расширении масштабов деятельности, привлечении потенциальных инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д. Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться предпри-ятие.

Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: бизнес-план предприятия, бизнес-план инвестиционного проекта по выпуску новых видов продукции (работ, услуг, технического решения).

Данная классификация представлена на рисунке 8.

Бизнес–план предприятия – это программа эффективного управления предприятием, направленная на обеспечение конкуренто-способности предприятия и устойчивого финансового положения предприятия. Существуют различия между бизнес-планом создавае-мого предприятия и действующего. В первом случае, предприятие опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных инвесторов в будущей перспективности и прибыльности своего предприятия.