18 Март 2011

Экономика предприятия




Сюда относится планирование мате-риальных целей: областей деятельности, важнейших результатов, ко-торых хотят достичь; стоимостных целей (финансовых результатов и ликвидности), социальных целей (определенного имиджа предприятия, социального положения, определенной модели поведения по отношению к персоналу, инвесторам, рыночным партнерам, государ-ству).

Стратегическое планирование осуществляется на долгосроч-ную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров.

Стратегическое планирование – это планирование достижения целей. В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако как минимум, выделяется четыре типа целей:

• рыночный сегмент рынка товаров и услуг, приоритеты в ос-новной производственно-коммерческой деятельности компании);

• производственный (структуры производства и технологии для обеспечения выпуска продукции необходимого объема и ка-

чества);

• финансово-экономический (основные источники финансиро-вания и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой страте-гии);

• социальный (деятельность компании по обеспечению опре-деленных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).

Стратегическое планирование включает в себя планирование программы и потенциала (планирование численности и структуры персонала, видов, объемов и структуры средств производства, орга-низационной и территориальной структуры предприятия). Стратеги-ческое планирование называют также планированием стратегий полей бизнеса, функциональных сфер деятельности и региональных стратегий.

Предметами стратегического планирования являются планиро-вание размера предприятия, определение целеориентированной структуры потенциала, соотношения собственного и заемного капи-тала.

Стратегическое планирование связано с планированием развития предприятия и инновационным планированием. Стратегический план может иметь следующую структуру.

Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности пред-приятия. Излагаются предназначение и стратегическая цель дея-тельности, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.

Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогнозы эконо-мической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, наме-ченные перспективные ориентиры по основным показателям.

Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы: производство, маркетинг, финансы (финансовый план), кадровая политика, ин-новационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки), новая продукция и рынки сбыта.

Отсутствие стратегического подхода в управлении предприятием часто является главной причиной поражения в рыночной борьбе.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1–5 лет). В структурных подразделениях предприятия планируют не только цели и мероприятия, но и отдельные проекты по реализации стратегических целей. Тактическое планирование осуще-ствляется в форме бизнес-планов, которые представляют собой про-грамму эффективного управления предприятием и проектами.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разра-ботки (обычно на один год) краткосрочных и оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. Оперативный план – это план действий, направленных на решение проблем, стоящих перед предприятием.

Годовой (текущий) план предприятия состоит из планирования функциональных сфер деятельности: маркетинга; сбыта; производства; научно-технического развития; совершенствования производства и управления; материально-технического снабжения; персонала; фи-нансового плана; социального развития коллектива; охраны окру-жающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Оперативно-производственное планирование является раз-вернутым продолжением текущего планирования производства, фор-мируя производственные программы и задания участкам и бригадам с учетом возможности их выполнения на каждом рабочем месте. Оно призвано обеспечить эффективное функционирование производст-венного процесса, способствовать достижению высоких конечных ре-зультатов.

Оперативно-производственное планирование осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям – календарное планирование и диспетчирование. Первое включает: расчеты загрузки оборудования по цехам и по его видам; определение календарных нормативов движения процесса производства; разработку календарных графиков запуска и выпуска изделий; составление оперативных планов по бри-гадам, сменам, цехам и оперативную подготовку производства (обес-печение заготовками, инструментом, техдокументацией, комплек-тующими изделиями).

Диспетчирование представляет собой непрерывный учет, кон-троль и регулирование хода производства в соответствии с календар-ными графиками производства.