18 Март 2011

Экономика предприятия




Это непрерывный процесс определения целей и способов их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых ре-шений на конечные результаты деятельности фирмы.

Цель планирования заключается в повышении производитель-ности и эффективности работы посредством:

• целевой ориентации и координации всех событий на пред-приятии;

• выявления рисков и снижения их уровня;

• разукрупнения и упрощения процессов;

• повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Главной задачей планирования является обеспечение успеш-ного функционирования и развития предприятия.

Все цели, способствующие успешному функционированию и развитию предприятия, можно сгруппировать по трем направлениям.

1. Материальные цели – это выпуск конкурентоспособной про-дукции, пользующейся спросом на рынке.

2. Стоимостные (монетарные) цели – это ожидаемые в буду-щем финансовые результаты (чистая текущая стоимость, прибыль, рентабельность собственного капитала, увеличение рыночной стои-мости предприятия). Стоимостные цели могут характеризоваться аб-солютными и относительными показателями (прибыль и рентабель-ность капитала).

3. Социальные цели – обусловливают модель поведения по от-ношению к персоналу и обществу в подсистемах самого предприятия и внешней среде. Они могут иметь денежное и не денежное выражение: уровень доходов персонала; интересная работа; культура произ-водства; имидж предприятия; защита окружающей среды.

Планирование на предприятии основывается на принципах, оп-ределяющих характер и содержание плановой деятельности, обеспе-чивающих единообразие требований, предъявляемых к разработке планов. Соблюдение этих принципов создает предпосылки для ус-пешного функционирования и развития предприятия.

В зависимости от принятой в государстве политики регулирова-ния экономических процессов принципы можно сгруппировать по двум направлениям: общие и частные. Общие – применимы как в планово-регулируемой, так и в рыночной экономике, частные – свойственны только одной из них.

К общим принципам планирования относятся принципы ком-плексности, единства, непрерывности, сбалансированности.

Принцип комплексности означает охват планом всех сторон деятельности предприятия – цели, ресурсы, функциональные сферы деятельности, природопользование.

Принцип единства предполагает разработку общего или свод-ного плана развития предприятия. Единство планов – это общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях управления. Внутрипроизводственное планирование по своему назначению явля-ется основой соблюдения единства планов на уровне предприятия.

Принцип непрерывности – сочетание и преемственность стра-тегических, тактических и текущих планов. В организационном от-ношении это означает непрерывность самого процесса планирования, а также их увязку по принципу прямой и обратной связи. Стратегиче-ский план служит основой для разработки тактического плана, на базе которого разрабатывается текущий план. Анализ выполнения

текущего плана используется для корректировки стратегического плана.

Принцип сбалансированности означает поддержание пропор-ций между производством и потреблением, с одной стороны, произ-водством и материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами – с другой.

Структурные преобразования, происходящие в национальной экономике, вызвали необходимость использования в процессе плани-рования принципов рыночной экономики. Это принципы гибкости, точности, участия, координации и интеграции, монетарности.

Гибкость означает, что система планирования должна быстро приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды пред-приятия. Это достигается путем разработки разных вариантов планов: минимальных, максимальных и оптимальных.

Принцип точности планов определяется многими как внутри-фирменными факторами, так и внешним ее окружением. Степень точности зависит от периода планирования. При стратегическом пла-нировании ставятся цели и определяются пути их достижения, со-ставляются укрупненные расчеты. Более высокая степень точности планов достигается при текущем и оперативном планировании.

Принцип участия предполагает привлечение широкого круга работников предприятия к разработке планов.

Принцип координации устанавливает, что деятельность под-разделений одного уровня следует планировать не только одновре-менно, но и во взаимозависимости с другими. Неважно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.

Принцип интеграции предполагает взаимоувязку планов на всех уровнях внутрипроизводственного планирования.

Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма, согласно которому, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.