18 Март 2011

Экономика предприятия




К ним относятся: работники канцелярии, секретари–референты, декларанты, диспетчера, кассиры, табельщики, учетчики, старший кладовщик и др.

Персонал предприятия можно охарактеризовать с помощью ко-личественных и качественных показателей. Количественные показа-тели связаны с оценкой численности работников, в том числе по кате-гориям промышленно-производственного персонала. К качественным показателям относятся профессия, специальность и квалификация.

Под профессией понимается вид трудовой деятельности, тре-бующий теоретических знаний и практических навыков. Понятие «специальность» определяет вид трудовой деятельности в рамках данной профессии, имеющий специфические особенности и требую-щий дополнительных навыков и знаний.

Например, профессия слесарь, специальность – слесарь механо-сборочных работ, слесарь контрольно-измерительных приборов; профессия токарь, а специальность – токарь–карусельщик, токарь–расточник и др.

Квалификация – это способность специалиста выполнять рабо-ту определенной сложности. Квалификация определяется теоретиче-ской подготовкой, зависящей от уровня образования, и опыта приоб-ретаемого в практической деятельности. Каждая профессия требует своего сочетания теоретической подготовки и опыта. По уровню ква-лификации рабочие делятся на низкоквалифицированных, квалифи-цированных и высококвалифицированных.

Для специалистов также можно выделить два вида квалификации в зависимости от:

• уровня образования: специалисты со средним специальным образованием; специалисты с высшим образованием; специалисты высшей квалификации, имеющие ученые степени (кандидата и доктора наук) или ученое звание (доцент, старший научный сотрудник, профессор);

• от полученной специальности: экономист, экономист–менеджер, инженер–механик, инженер–технолог, инженер–экономист и т.д.

Для характеристики уровня квалификации работников приме-няются тарифные разряды. Основными факторами, оказывающими влияние на квалификационный разряд, являются уровень образования конкретного работника и сложность работы, требующей соответст-вующей квалификации. Эти требования заложены в квалификацион-ных характеристиках, предусмотренных квалификационными спра-вочниками «Единый тарифно–квалификационный справочник работ и профессий» и «Квалификационный справочник должностей слу-жащих».

Распределение работников предприятий Республики Беларусь по тарифным разрядам производится на основе Единой тарифной сетки, которая содержит диапазон тарифных разрядов от 1 до 27.

Уровень квалификации работников предприятий оценивается следующими тарифными разрядами:

• рабочих – с 1 по 8;

• специалистов со средним образованием – с 6 по 10;

• специалистов с высшим образованием – с 10 по 15;

• руководителей структурных подразделений – с 14 по 19;

• главные специалисты – с 15 по 22;

• линейные руководители – с 11 по 20;

• руководитель организации с 16 по 27.

Специфика предприятия, его размер, организационно–правовая форма и отраслевая принадлежность обуславливают требования к профессионально–квалификационному составу работников.

Структуру персонала предприятия характеризует соотношение численности отдельных категорий работников в их общей численно-сти. Наибольший удельный вес в структуре кадров промышленных предприятий занимают рабочие.

К основным факторам, оказывающим влияние на структуру пер-сонала, относятся: уровень механизации, автоматизации и компьюте-ризации производства; применение современных технологических процессов; использование новых видов энергии и материалов; формы организации производства и др.

Для обеспечения соответствия образовательного и квалифика-ционного уровня работников требованиям современного производства постоянно совершенствуется система их подготовки и переподготовки. Причинами, вызывающими необходимость обучения персонала, являются: нехватка достаточно квалифицированных рабочих кадров, технологические изменения, требующие овладения новыми знаниями и переподготовки персонала, развитие рыночных отношений и потенциала работников, усиление конкуренции со стороны зарубеж-ных фирм, обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции

и др.

Обучение может проводиться по следующим направлениям:

• вводное обучение для новых сотрудников;

• производственное обучение для овладения в кратчайший срок необходимыми методами работы;

• обучение на курсах с использованием тренажеров;

• наблюдающее обучение для улучшения знаний технических и административных аспектов работ;

• обучение руководящих работников и специалистов с целью совершенствования профессиональных знаний и управленческих на-выков и повышения эффективности их работы;

• ротация – временное использование кадров на других постах;

• стажировки на зарубежных фирмах.

РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Определение потребности в трудовых ресурсах включает расчет численности как в целом по предприятию, так и по категориям про-мышленно – производственного персонала, определение дополни-тельной потребности и источников ее покрытия.

Численность работников в целом по предприятию определяется укрупнено, исходя из объема производства продукции (Qпл) и произ-водительности труда в плановом периоде (ПТпл) либо дифференци-рованно по категориям промышленно-производственного персонала.

Планирование численности персонала основано на установлении зависимости численности персонала и основных экономических показателей работы предприятия.